Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня8декабря2024

Наверх

24 мая 1551 года (473 года назад) был основан город Свияжск


Свияжск, один из самых своеобразных и необычных русских городов, который и по сей день привлекает миллионы туристов из всех уголков мира, был основан 24 мая 1551 года. Город расположен на острове близ слияния рек Свияги и Волги (Зеленодольский район современного Татарстана, 75 км. от Казани).

Современный вид на Свияжск с вертолетной площадки, 7.08.2019

Свияжск, 2019

История Свияжска весьма интересна и драматична.

В 15 веке на этом месте стоял заросший вековым лесом конусообразный холм – гора Круглая, окруженная реками Щукой и Свиягой.

Как известно, с 1547 года Иван IV Грозный предпринимал систематические походы на татарский город Казань — столицу Казанского ханства, но все они были неудачны. Молодой царь быстро понял, что без создания сильной опорной базы недалеко от Казани, овладеть городом невозможно. В 1550 году, возвращаясь из очередного неудачного похода, Иван IV обратил внимание на идеальное в военно-стратегическом плане местоположение горы Круглая и решил: здесь быть русской крепости. Но как ее построить незаметно для врага, который находится на расстоянии всего 30 верст? Небогатая лесами местность также не располагала к началу постройки мощной крепости. Тогда был разработан остроумный план: срубить город на «русской земле» в верховьях Волги, размеченные бревна спустить по воде и собрать их уже на месте, сэкономив время и силы.

В течение зимы 1550-51 гг. в лесах близ Углича срубили стены, башни, избы и даже церкви. И весной, по вскрытии рек, бревна для будущей крепости начали сплавляться по Волге и далее по Свияге.

24 мая 1551 года, в Неделю всех святых, касимовский правитель Шигалей (Шах-Али-хан), будущий хан казанский, с русскими воеводами, священнослужителями и русским войском прибыли на место будущего Свияжска. Священники отслужили водосвятный молебен, обошли крестным ходом и освятили место для стен крепости. Уже на следующий день началась постройка города.

Для отвлечения внимания казанцев, русские войска захватили все переправы на основных реках, а отряды под началом князя Серебряного напали на жителей казанского посада. Постройка города-крепости Свияжска была беспрецедентной по тем временам – за один месяц (28 дней) была проведена гигантская работа: распланирована территория, вырублен лес, фактически снесена верхушка горы, выкопаны рвы, собраны срубы, засыпаны землей и камнем крепостные стены. Во владениях казанского хана выросла первоклассная русская крепость с восемнадцатью башнями, семь из которых были проездными, многочисленными строениями для размещения военных сил, а также Троицкий собор и Рождественская церковь. Самой высокой башней была Рождественская с главными въездными воротами и подъемной решеткой. В ней размещалось караульное помещение и стрельница с двумя тюрьмами. Звон больших самобойных часов с колоколом возвещал о смене караула.

Конечно, строительство столь крупной крепости не могло остаться незамеченным в Казани. В ясную погоду казанцы с высоты минаретов своих мечетей увидели небывалое зрелище: необитаемая гора на глазах превращалась в современный город. К острову срочно был выслан «десант». Однако стрельцы, уже успевшие к тому времени возвести часть укреплений, отбили наступление ханских войск. А вскоре к новому городу подошло подкрепление, по реке доставили огневое зелье и припасы. Пережив трудную зиму 1551-1552 гг., свияжские стрельцы дождались весеннего половодья и прибытия царского войска, которое расположилось в крепости. Местные жители (чуваши, марийцы, мордва) отнеслись к строительству города весьма лояльно: они начали приезжать к воеводам в новый город и просить, чтобы государь Иван Грозный дал им подданство. В Москву послали доклад о том, что город построен и местные жители («горние люди») выразили желание служить русскому царю. Иван Грозный повелевает наречь город Свияжском и для решения всех вопросов посылает туда своего дворецкого Шабаса князя Шамова, от московских бояр поехал Иван Фёдоров, сын Шишкин.

Буквально в течение года Свияжск становится не только военной крепостью, но и торгово-административным пунктом, в котором охотно селились ремесленники и торговцы. Уже в начале 1552 года это был богатый и оживленный город, многочисленные купцы которого продавали живность и множество всяческого товара.

Спустя 15 лет Свияжск стал уже настоящим городом с крепостью (кремлем), посадом (острогом) и слободами. В крепости были Государев казенный двор с артиллерийскими и продовольственными складами, 2 монастыря, 6 церквей, изба дьячная и т.д. Здесь жили: князья, бояре, военные, духовенство, ремесленники и купцы. По городу пролегало 6 улиц, имелось 370 домов и 4 лавки. В остроге насчитывалось 736 жилых домов, находился рынок с гостиным двором, размещались таможенники, работала пивоварня и хлебопекарня. Жители слобод занимались в основном сельским хозяйством.

Надо отметить, что город строился не стихийно, а по определенному плану. Главная улица от Рождественских до Николоможайских ворот делила город как бы на две половины, в нее вливались улицы, идущие от всех других въездов в город. Центральная площадь находилась с двух сторон от Рождественского центрального въезда. Со стороны крепости - на ней были артиллерийский и житницкий дворы. Сторона, выходящая на посад, состояла из гостиного двора и торговых рядов, которые спускались до пристани на реке Свияге. В строительстве города и монастырей принимали участие псковские зодчие. Зодчие псковской школы позже строили Казанский кремль и многие здания на территории Московского кремля.

После покорения Казани войсками Ивана Грозного еще в течение целого века Свияжск оставался значимой русской крепостью на завоеванной земле, административным и торговым русским центром, куда приезжали иноземные купцы и даже иностранные послы. Однако с усилением влияния русских в Казани, туда, как в более крупный город, постепенно переселялись государственные служащие, военные, купцы и ремесленники. Постепенно в ограниченном по площади Свияжске активная городская жизнь сошла на нет, остались только действующие монастыри: Богородице-Успенский, Троице-Сергиев мужские и Иоанно-Предтеченский женский, которые были построены для насаждения христианства среди местного населения. Свияжск стал просто монастырским городком.

В середине 18 века, когда Свияжск получил статус уездного города, а также и свой герб. Герб Свияжска ни с каким другим не спутаешь: на лазоревом фоне щита изображен плывущий на золотистых ладьях город и пять рыб. Ладьи напоминают нам, что первая крепость была построена из деревьев, сплавленных с верховий Волги, а рыбы — о промысле, который издавна кормил свияжцев. Недаром в старину их называли «лещевниками».

Герб города Свияжск

В 18 веке значительно активизировалась строительная деятельность монастырей в Свияжске. Троице-Сергиев монастырь был закрыт, а на его территорию переехал сгоревший Иоанно-Предтеченский. Некоторые соборы подвергались переделкам, достройкам и усовершенствованиям. Около Троицкой церкви были устроены Святые ворота. Возводились двухэтажные келейные корпуса и ряд хозяйственных строений. Было построено здание трапезной. В начале 19 века в процветающем женском монастыре был возведен большой краснокирпичный Собор Божьей матери всех скорбящих радости в ложновизантийском стиле. Это последнее монастырское строение с внушительным куполом до сегодняшнего дня возвышается над невысокими строениями Свияжска.

В 18-19 веке Свияжск посещали многие известные люди. Здесь, на монастырском кладбище, опальный князь А.Д. Меншиков по дороге в ссылку схоронил свою жену. Могила сохранилась до наших дней. Здесь останавливались русские императоры: Екатерина Вторая, Павел Первый и Александр Второй. По версии местных краеведов, Екатерина Вторая именно Свияжску подарила свою карету, которая сейчас стоит в Национальном музее в Казани. Однако сей факт выглядит весьма сомнительным, т. к. в Свияжск императрица прибыла из Казани по реке. Тащить за собой на галере карету, чтобы бросить её в Свияжске, было бы бессмысленно.

А как понравился город Пушкину! Многие несведущие люди до сих пор полагают, что остров Свияжск и есть тот самый остров Буян, который Пушкин описал в своей знаменитой сказке:

В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,

К сожалению, это не совсем так. История гласит, что великий поэт посетил остров спустя два года после написания «Сказки о царе Салтане». Во время своего визита Пушкин признал, что именно таким представлял себе сказочный остров Буян.

Свияжск напрямую связан с историей рода другого великого писателя земли русской — Л.Н. Толстого. Воеводами в Свияжске в 17-18 вв. служили предки писателя: Андрей Васильевич Толстой (воеводствовал в 1673-74 гг.), прадед Льва Николаевича — Андрей Иванович Толстой ( воевода в1761-1764 гг.), сын Андрея Ивановича Илья Андреевич в 1815-20 гг. был казанским губернатором, неоднократно посещал Свияжск. Отец Льва Толстого Николай Ильич некоторое время жил в Казани, а его. младшая сестра Пелагея ( в замужестве Юшкова), стала впоследствии опекуншей осиротевших детей Толстых, в том числе Льва, и переехала с ними в Казань в 1847 году. В Казани Л.Н. Толстой провёл 6 лет своей жизни. Возможно,что писатель бывал и в Свияжске, но точных сведений об этом не сохранилось.

В 19 веке Свияжск всё ещё был довольно крупным поселением — в 1879 году здесь постоянно проживало 2365 человек. Была ещё пересыльная каторжная тюрьма с её постояльцами и охраной. Ведь именно через этот город-крепость проходил путь каторжан из центральной России в сибирскую ссылку.

История Свияжска после революции

20 век принёс Свияжску перемены, которые трудно назвать приятными.

После революции 1917 года все храмы и монастыри были закрыты. В годы гражданской войны Свияжск вновь становится важным форпостом в борьбе красных и белых за Казань. В 1918 году именно здесь решалась судьба красного Восточного фронта, а, возможно, и всей страны. Взбунтовавшиеся чешские военнопленные (впоследствии названные «белочехами») и примкнувшие к ним отряды Народной армии Комуча 7 августа 1918 года захватили Казань. В городе был захвачен эвакуированный туда в период первой мировой войны золотой запас страны, красные части ушли по Вятке с Камы, Москва лишилась камского хлеба, поднялись массовые антибольшевистские восстания в Ижевске и Воткинске.

Успехи Народной армии Комуча на Восточном фронте не на шутку напугали московских большевиков. Наркомвоенмор Л.Д.Троцкий объявляет «революцию в опасности», садится в свой знаменитый бронепоезд, сам едет к театру военных действий.

Воспользовавшись промедлением белых после взятия Казани, Троцкий приехал в Свияжск, где сосредоточилась основная группировка красных, отступивших от Казани. Туда же стягивались войска с других направлений. Армия Комуча под руководством В.О. Каппеля пыталась прорваться в Свияжск, поскольку овладение этим важным стратегическим пунктом было необходимо для удержания Казани. Красноармейцев под Казанью скопилось в разы больше, чем противостоящих им каппелевцев. Красная армия располагала артиллерией, флотом, аэропланами, бронепоездами. У белых ничего этого не было, но они малыми силами умело противостояли неорганизованным, полуразложившимся красноармейцам. Задачей Троцкого стало не просто отстоять Свияжск, а создать из деморализованных солдат боеспособные части. Это ему удалось.

Чтобы наладить дисциплину и заставить солдат сражаться, по приказу наркомвоенмора расстреляли каждого десятого красноармейца Свияжского гарнизона. Вскоре к Свияжску подошла красная речная флотилия, и Казань была отбита у белых уже 10 сентября 1918 года.

Сопровождавшая Л.Д. Троцкого поэтесса Лариса Рейснер (жена Ф.Ф. Раскольникова) посвятила этим событиям поэму в прозе «Свияжск», охарактеризовав их, как истинное рождение Красной Армии, победа которой решила на долгие годы судьбу всей огромной страны.

С пребыванием Троцкого в Свияжске связана курьёзная легенда о памятнике Иуде Искариоту. Она гласит, что Троцкий поставил на центральной площади Свияжска монумент апостолу Иуде, как первому революционеру. Потом якобы памятник был разрушен возмущёнными жителями Свияжска. Конечно, ничего подобного быть не могло. В 1918 году ни одна газета (как советская, так и «белая») не упоминает об установке монумента Иуде Искариоту в городе. Даже прорывавшиеся в Свияжск белые войска умудрились не заметить памятника. А ведь это могло бы стать значимым идеологическим приёмом очернения образа врага. Легенда получила развитие только после 1922 года, когда вышла книга никому не известного датского дипломата Хеннига Келлера «Красный Сад», который в действительности в 1918 году работал в России. Именно эта книга сегодня служит для некоторых горе-историков главным доказательством существования памятника Иуде.

В современной историографии прочно утвердилось другое мнение: плохо владевший русским языком датский дипломат, как и большинство иностранцев, пытавшихся описывать события русской революции, попросту что-то перепутал. Действительно, Троцкий, находясь в Свияжске в августе 1918 года, говорил речь на похоронах командира латышских стрелков Яниса Юдиньша (Яна Юдина). Ян Юдин (в англ. Judin, Judah – Иуда) умер от смертельной раны, полученной в бою под Казанью, был захоронен в Свияжске с большими почестями. На памятнике, сооруженном на могиле, было выгравировано: "Ян Юдин, командующий левобережной группой Красной армии по обороне Казани, и его ординарец, погибшие в бою за Казань 12-VIII-1918 г.". Скорее всего, установка надгробного памятника некому Юдину-Иуде показалась слабо понимающему происходящее Келлеру фантасмагорическим кощунством.

Свияжск, памятник расстрелянным красноармейцам

«Здесь в 1918 году белогвардейцами были расстреляны красноармейцы коммунисты
Казанов Михаил Кузьмич
Тихонов Александр Тихонович
Фадеев Павел»

После Гражданской войны в Успенском монастыре Свияжска создается детская коммуна, которая в 1930-е годы превращается в исправительную колонию. В период Великой отечественной войны в свияжскую колонию стали свозить военнопленных. Всего в стенах колонии, которая по существу стала подразделением ГУЛАГа, погибло более 5 тысяч человек.

С 1953 года, после смерти Сталина и закрытия лагерей, в этом же многострадальном Успенском монастыре была создана закрытая психиатрическая больница, а колония снова стала исправительно-трудовым учреждением.

Кстати, Свияжск не всегда был островом. В 1957 году в результате образования Куйбышевского водохранилища под воду ушло 70 гектаров земли, затопило и дорогу, связывавшую Свияжск с Казанью. Создалась угроза полного затопления города, количество населения резко сократилось с 2700 до 500. Жизнь на отрезанном от цивилизации острове практически замерла, город превратился в небольшое сельское поселение. Вплоть до конца 20 века на территории острова не было ни водопровода, ни канализации, ни центрального отопления. Местные жители ютились в сохранившихся зданиях монастырей (памятниках архитектуры) и ветхих частных домах.

Только в 2008 году была создана «дорога жизни» - насыпная дамба и проложенная по ней автомагистраль связали Свияжск с волжским берегом. С 2010 года город начал возрождаться – началась реконструкция архитектурно-исторических памятников, создание новых объектов музейного назначения и развитие инфраструктуры для привлечения туристов. На сегодняшний день отреставрированы все сохранившиеся храмы, работает Музей-заповедник.

В 2010-2017 гг. на острове была проведена большая социальная программа. 88 свияжских семей были переселены из монастырских строений и памятников архитектуры в новые дома. В новых домах предусмотрены все коммуникации.

Свияжск, пожарная часть с каланчой

Сегодня город выглядит ухоженным и мало напоминает собой сельское поселение. Скорее, это город-музей. Местное население проживает в новеньких коттеджах или многоквартирных малоэтажных домах. Жителям, очевидно, запрещено использовать по своему усмотрению придомовые территории: домики окружены лишь подстриженными газонами или аккуратными цветниками. Сады, огороды, теплицы, гаражи и прочие хозяйственные постройки сосредоточены на другом конце острова, куда экскурсоводы не водят туристические группы.

Свияжск, Выставочный зал «Старая водонапорная башня»

Население Свияжска многонациональное. Среди 248 человек большая часть русские, но можно встретить марийцев, чувашей, грузин и даже есть одна крещеная татарская семья. Тут есть своя школа, где обучается 27 детей и детский сад, куда ходит 14 ребят. В местном отделении полиции трудится три сотрудника.

9 июля 2017 года решением комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО архитектурный ансамбль Свияжского Успенского монастыря включён в Список всемирного наследия.

«Я люблю Свияжск»

Елена Широкова

Фото сделаны автором в августе 2019






При написании текста использован материал Путеводитель по России



Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта