Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня4декабря2024

Наверх

6 февраля 1900 года (124 года назад) впервые была практически использована связь по радио


Несмотря на то, что первые успешные опыты радиопередачи были продемонстрированы А.С. Поповым еще 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества (что стало основанием для учреждения праздника "День радио" в России), путь к практическому применению радио занял еще несколько лет. Так, 24 марта 1896 года на русской земле была получена первая в мире радиограмма. В этот день Попов продемонстрировал передачу сигналов без проводов на расстояние 250 метров.

В начале 1900 года А.С. Попов и его ближайший помощник П.Н. Рыбкин оборудовали линию радиосвязи между островом Гогланд и городом Коткой на расстоянии около 45 километров. Она предназначалась для руководства работами по оказанию помощи броненосцу береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», который в ноябре 1899 года выскочил на камни у южной оконечности острова Гогланд, а с декабря 1899 года находился в ледовом плену. Связь с броненосцем поддерживалась только с помощью ледокола «Ермак». На ледоколе также была установлена радиостанция.

6 февраля 1900 года П.Н. Рыбкин, находившийся на радиостанции Гогланда, у берегов которого стоял ледокол «Ермак», получил с радиостанции Котки от Попова радиограмму:
«Командиру ледокола Ермак. Около Лавенсаари оторвало льдину с пятьюдесятью рыбаками. Окажите немедленно содействие спасению этих людей».

«Ермак» вышел в море и спас рыбаков. Таким образом, первая же практическая радиопередача позволила спасти жизнь полусотни людей.

Не вдаваясь в технические подробности устройства приемно-передающей аппаратуры, стоит все же сказать несколько слов о том, что прототипом для всей современной радиоаппаратуры были приборы, созданные А.С.Поповым. Самой важной частью этих приборов является устройство - детектор, реагирующий на возникающие в приемной антенне высокочастотные электромагнитные колебания, выделяющий и преобразующий их в другие виды энергии (низкочастотные) воспринимаемые приемными устройствами.

У Попова таким детектором был когерер, стеклянная трубка, наполненная железными опилками. Дальнейшее усовершенствование всей приемно-передающей радиоаппаратуры пошло по пути усовершенствования именно детектора. В 1900 году А.С. Поповым и его учениками П.Н.Рыбкиным (1864 – 1948) и А.С.Троицким (1857 – 1918) был разработан приемник, который позволял обходиться без когерера с механическим встряхивателем и реле, а прием радиотелеграфных сигналов велся на головные телефоны. Такие приемники позволяли обходиться без устройства документирования (аппарата Морзе) и именно такие приемники повсеместно внедрялись на военных и гражданских судах.

Они были более компактными и надежными в эксплуатации. Преимущество приемников с телефонами в качестве детектора для приема телеграфных сигналов было доказано во время операций 1899-1900 г.г. по спасению финских рыбаков с отколовшейся льдины и снятию с мели броненосца «Генерал–адмирал Апраксин» в Финском заливе. Во время этих событий преимущество радиосвязи для связи "берег – берег" (между поселком Котка и о.Гогланд – 45 км) и "судно – берег" (о.Гогланд – ледокол «Ермак») было доказано, о чем можно судить по докладу, который сделал 19 марта 1900 года председатель Морского технического комитета вице–адмирал И.М.Диков управляющему Морским министерством вице–адмиралу П.П.Тыртову:
«С установкой сообщения по беспроволочному телеграфу между Гогландом и Коткой на расстоянии 26,5 миль можно считать опыты с этим способом сигнализирования законченными, и Морской технический комитет полагает, что наступило время вводить беспроволочный телеграф на судах нашего флота, о чем и представляет на благоусмотрение Вашего превосходительства».

Заслуги А.С.Попова и непосредственных участников тех событий капитана 2 ранга И.И.Залевского, лейтенанта А.А.Реммерта и других были отмечены наградами правительства и лично Николая II. Само развитие радио на флоте получило поддержку на правительственном уровне, и прежде всего в Морском министерстве. Особую роль в этом сыграл авторитет видного российского вице - адмирала С.О.Макарова (1848 - 1904), по проекту которого, кстати сказать, и был построен первый в мире ледокол «Ермак», спасший и рыбаков, и злополучный броненосец [дело в том, что карьера этого броненосца сложилась чрезвычайно неудачно: после Цусимского сражения он был захвачен японцами и закончил свои дни учебным судном японского флота].



Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта