|
||||
|
| |||||
14 марта 1881 года (143 года назад) вступил на престол Александр IIIАлександр III вступил на престол 2 марта (14 марта по новому стилю) 1881 года, сразу после убийства террористами его отца (Александр II погиб 1 марта 1881 года от бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким). Новый император вступал на престол в сложной политической и экономической обстановке: террористическая деятельность народовольцев достигла своего апогея, война с Турцией совершенно расстроила финансы и денежную систему. В этих условиях молодому государю предстояло сделать выбор - либо продолжить буржуазные преобразования, либо твердо и жестоко начать борьбу со всякими либеральными настроениями и устремлениями. Российское общество замерло в ожидании. Но Александр III в первые месяцы правления не спешил провозглашать принципы своей политики. Это порождало надежды в обществе. "Можно было надеяться, что возобновление законодательных работ, составляющих продолжение и завершение прерванных реформ, притом при содействии представителей местных интересов, способствует как успокоению умов, так и подъему правительственного авторитета", - писал в дневнике Д. А: Милютин. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны Жорж Беккер, 1883 Коронация и миропомазание императора и его супруги были совершены спустя два года после вступления Александра III на престол. Утром 15 (27) мая 1883 года в Успенском соборе Кремля все священнодействия коронования совершил митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) в сослужении митрополита Московского и Коломенского Иоанникия (Руднева) и митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого) и сонма духовенства. Первые заявления и распоряжения императора были совершенно в духе прежнего курса. Известно, что в январе 1881 г. министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов предложил Александру II свою программу. В первой ее части предусматривалось расширение прав земств, печати, частичная децентрализация административного управления, некоторые финансовые и экономические меры, в том числе завершение крестьянской реформы. Разработку этих мероприятий предлагалось осуществить во временных подготовительных комиссиях с широким участием в них представителей от земств и городских дум. Этот проект получил название "конституции" Лорис-Меликова. Утром 1 марта Александр II подписал эти бумаги и приказал опубликовать их в "Правительственном вестнике". Но после его смерти они не могли быть обнародованы без согласия и подписи нового государя. Лорис-Меликов обратился к Александру III с вопросом, не следует ли приостановить опубликование этого документа. Император не колеблясь ответил, что последняя воля покойного царя должна быть выполнена. Казалось, наконец-то свершилось: Россия получит конституцию. "Либеральная партия" может торжествовать победу. Но и сторонники реакционного курса не бездействовали. Цареубийство окрылило их. 1 марта 1881 г., поздно вечером, К. П. Победоносцев явился в Аничков дворец и умолял Александра III уволить Лорис-Меликова. И хотя царь не счел это возможным, тем не менее в два часа ночи Лорис-Меликов получил из Аничкова дворца повеление приостановить печатание программы и подвергнуть ее новому обсуждению. Государь решил снова пересмотреть предложение Лорис-Меликова. Проект сдали в комиссию, которая более никогда не собиралась. Документ был похоронен. Аналогичная судьба постигла и законопроект о представительстве земств. Лорис-Меликов, Милютин, другие министры доказывали необходимость дальнейшего развития и довершения начатых Александром II реформ. Но Александр III уже не колебался в оценке этого проекта. Победоносцев мог торжествовать победу. Участь Лорис-Меликова, Абазы и Милютина была решена. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". "Особенное и неожиданное свершилось, - писал под впечатлением манифеста государственный секретарь Е. А. Перетц. - Распубликован манифест, заявляющий о твердом намерении государя охранить самодержавие... Манифест дышит отчасти вызовом, угрозою, в то же время не содержит в себе ничего утешительного ни для образованных классов, ни для простого народа. В обществе он произвел удручающее впечатление". Оскорбленные Лорис-Меликов, Абаза и Милютин подали в отставку, которая была принята. В последнем разговоре с Лорис-Меликовым государь весьма откровенно высказался, что в настоящий момент, когда вся задача состоит именно в "укреплении самодержавной власти", Милютин, Лорис-Меликов, Абаза непригодны ему. Борьба двух правительственных группировок - сторонников реакционного курса и группы Лорис-Меликова - закончилась победой первой. Она являлась "борьбой внутри господствующего класса, отражала различие взглядов разных государственных деятелей о путях и средствах укрепления самодержавного государства", - считает крупнейший исследователь истории русского царизма П. А. Зайончковский. Первыми жертвами новой политики «контрреформ» стали печать и школа. Новый цензурный устав преследовал цель удушения оппозиционной печати. В 1883- 1884 гг. прекратили существование все радикальные и многие либеральные периодические издания: "Отечественные записки" М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Дело" Н. В. Шелгунова, "Голос", "Земство". В 1884 г. была ликвидирована университетская автономия, для студентов вновь вводилась форменная одежда как "средство надзора" за ними, при поступлении в университет необходимо было представить характеристику "о благонадежности", плата за обучение в университетах повышалась в пять раз. В 1887 г. был издан циркуляр, известный как "о кухаркиных детях", по которому запрещалось принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников. Все начальные школы были переданы церковному ведомству - Синоду. "Политическая деятельность таких руководителей двух последних царей, как К. П. Победоносцев и Д. А. Толстой, была сознательно направлена к тому, чтобы задержать просвещение русского народа" - такую оценку правительственной политике в области просвещения дал П. Н. Милюков. В 1886 г. Толстой затеял преобразование земских учреждений. Социально-экономическое развитие России закономерно вело к ослаблению позиций дворянства в земствах и усилению роли торгово-промышленной буржуазии, новых землевладельцев из купцов, богатых крестьян. Более же всего правительство беспокоил рост оппозиционных настроений и конституционных притязаний земцев. Поэтому целью задуманных реформ было усиление дворянского представительства, т. е. "одворянствование" земских учреждений, по точному замечанию Витте. С этой целью уменьшался ценз для дворянства и увеличивалось количество дворянских гласных. Крестьянство лишалось выборного представительства. Гласных из крестьян назначал сам губернатор. Ни одно решение земства не принималось без утверждения губернатора или министра внутренних дел. Одной из наиболее реакционных реформ стало введение в 1889 г. института земских начальников. Земские начальники назначались министром внутренних дел из местных потомственных дворян по представлению губернаторов. Соединив в своих руках функции администраторов и судей, они получили неограниченную власть. Мировой суд в деревне был уничтожен. Вся деятельность крестьянского самоуправления находилась под их контролем. Крестьяне не имели права жаловаться на земских начальников. Этим актом самодержавие по сути восстанавливало власть помещиков над крестьянами, утраченную по реформе 1861 г. Изменению подверглась и судебная реформа: значительно ограничивалась деятельность суда присяжных. Результатом преобразований, проводимых Александром III и его правительством, явилась не просто консервация крепостнической политической системы, но и усиление ее. Правительственная политика в области промышленности и финансов отличалась от политического курса. Объективно она способствовала дальнейшему движению России по капиталистическому пути. При Александре III "круто повернулась таможенная политика от фритредерства к протекционизму", расширились покровительственные меры в отношении промышленности, осуществлялся переход к новым буржуазным принципам налогообложения, началось "огосударствление" железных дорог, вводилась питейная и табачная монополия. Эти меры способствовали дальнейшему развитию торговли, промышленности, ликвидации дефицита бюджета, что позволило провести реформу - перейти к золотому обращению. Промышленная и финансовая политика Александра III создавала предпосылки мощного экономического подъема второй половины 90-х годов. Правительство Александра III было вынуждено признать существование рабочего вопроса. С целью смягчения столкновений между промышленниками и рабочими была ограничена продолжительность рабочего времени женщин и подростков, учреждена фабричная инспекция, изданы обязательные правила об условиях фабричной работы. Говоря о проводимой Александром III аграрной политике, необходимо отметить ее противоречивый характер. Еще министром финансов А. А. Абазой был намечен ряд реформ, которые осуществил его преемник Н. X. Бунге: отмена временнообязанных отношений и переход крестьян на обязательный выкуп, понижение выкупных платежей, отмена подушной подати. В 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам. Это способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян. Но одной рукой укрепляя буржуазные основы в деревне, другой рукой правительство создавало преграды на пути капитализации деревни. Для экономической поддержки поместного дворянства в 1885 г. был создан Дворянский поземельный банк, из которого дворяне получали ссуды на очень льготных условиях. Но это были буквально выброшенные на ветер государственные деньги, ибо в большинстве случаев они пропивались, проедались, проигрывались. По справедливому замечанию Г. В. Плеханова, «это привело "первое сословие" к экономическому краху и полнейшей деморализации». В конце 80-начале 90-х годов была принята серия законов, направленных на консервацию патриархальной крестьянской семьи и общины: запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов. Разность подходов к выработке экономического и политического курса нельзя объяснить только чувством "уважения к государственному рублю, государственной копейке, которым обладал Александр III", или пониманием им того, что "Россия может сделаться великой лишь тогда, когда она будет страной... промышленной". Ни Александр III, ни его министры финансов не могли игнорировать, во-первых, интересы государственной казны, во-вторых, укрепление оборонной мощи государства. Наконец, необходимо иметь в виду, что экономическая сфера в значительной степени оказалась вне власти самодержавия. В области внешней политики Александр III руководствовался национальными интересами России. Он не разделял прогерманских настроений отца - Александра II. Неблагожелательная позиция Германии по отношению к России на Балканах еще более охладила русско-германские отношения, и началось сближение с Францией. Тринадцатилетнее царствование Александра III прошло мирно, без крупных военных столкновений. Эта политика принесла ему лавры царя-"миротворца". Оценки современников правления Александра III взаимоисключающие. Приведем наиболее яркие. С. Ю. Витте: «... Императора Александра III его современники и ближайшее поколение далеко не оценили, и большинство относится к его царствованию скептически. Это в высшей степени несправедливо. Император Александр III был великий император». По мнению же Г. В. Плеханова, «Целых тринадцать лет Александр III сеял ветер...» Пожать бурю предстояло сыну Александра III Николаю… По материалам Люди.ру |
Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019
полная версия сайта