Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня8декабря2024

Наверх

8 июня 1701 года (323 года назад) вышел первый указ о социальной защите в России


В рай входят святой милостыней

Помощь обездоленным и нуждающимся в поддержке существовала всегда: с момента, когда, собственно, возникло расслоение населения и условное разделение его по группам. На Руси общественная благотворительность, послужившая основой для становления системы социальной помощи, существовала еще в домонгольский период. Упоминания о кормлении нищих можно найти в русских летописях. Князья, духовенство и лучшие люди земли, находясь под влиянием недавно воспринятого христианства, охотно поучались заповедям, главные из которых - любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Позже функцию помощи нуждающимся государство взяло на себя.

8 июня в России отмечается День социального работника. Соответствующий Указ был подписан Президентом России в октябре 2000 года.

На этот день выбор пал не случайно. Именно 8 июня в 1701 году Петром I принимается Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», положивший начало созданию государственной системы социальной защиты. По указу Петра «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». Впрочем, «корни» социальной защиты уходят в более ранние эпохи.

«В рай входят святой милостыней», - говаривали в старину. Или «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Однако бесконтрольное подаяние, называемое в народе «слепней», стало одним из факторов возникновения профессионального нищенства.

     В период становления Московской государственности намечаются первые попытки регламентации в призрении нищих. Так, собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551 год) констатировал страшное развитие нищенства и рекомендовал: «да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревших описати по всем градам опроче здравых строев, да в коемуждо граде устроите богадельни мужския и женския…» Что же касается здоровых, то они «питалися бы по дворам ходячи от боголюбцев, якоже и до днесь, а которые возмогут работати и они бы страды подлежали». Таким образом, впервые были определены категории нуждающихся, для каждой из которых устанавливались свои виды помощи. Это уже не просто раздача милостыни, а наметки системы социальной помощи: призрение в богадельнях, пособие (собирание по домам) и предоставление добровольных, а может быть, и принудительных работ.

Постепенно призрение стало частью государственной внутренней политики, которая окончательно сложилась в период правления Петра I. В 1700 году Император пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, а также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указанной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать...»

В 1706 году митрополитом Иовом близ Новгорода был основан первый приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Император, сочувствующий этому учреждению, немедленно определил доходы на его содержание с нескольких монастырских вотчин. Позже он повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома. В 1715 году, не видя особой ревности в исполнении своих распоряжений, Петр вторично приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные, а также «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно, чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. При этом постановлялось, что когда дети вырастут, то мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если предоставлялся случай, выдавали замуж.

Число принимаемых младенцев чрезвычайно возрастало, так что в 1724 году в одной Московской губернской канцелярии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше восьми лет. Кормлением грудных младенцев занималось 218 кормилиц. В это же время в Москве насчитывалось 90 богаделен мужских и женских, в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно преобладали женщины. На жалованье нищих ежегодно уходило 12 000 рублей, но кроме этого, в богадельнях проживало без жалования 207 прибыльных нищих.

С 1775 года социальная помощь в России переходит в ведомство Приказа общественного призрения. В Томске такой Приказ был образован в 1805 году, сразу же после учреждения Томской губернии. Тогда же в нашем городе была основана и первая государственная богадельня для увечных, престарелых и не имеющих пропитания отставных чиновников, солдат и их вдов. До этого времени благотворительность в Сибирских Афинах носила случайный характер и выражалась в основном в подаче милостыни.

В конце XIX века в томской богадельне призревалось 40 человек. Женщины вязали и шили, мужчины по дряхлости ничем не занимались. Попасть в богадельню можно было только в порядке очереди, в случае смерти кого-то из прежних жителей. При этом нужно было подать заявление о принятии на имя губернатора.

Особым видом общественного призрения в этот период были детские приюты. В Томске их насчитывалось несколько: Мариинский, братьев Королевых, Пушниковский, Татьянинский, Владимирский (городской). По ведомству общественного призрения к ним примыкал и родильный дом. В старейшем Мариинском сиропитательном приюте для подкидышей содержалось 123 ребенка, у братьев Королевых – 44 мальчика, в Татьянинском – 18 детей, в городском – 45 мальчиков и 45 девочек.

Уход за тяжелобольными осуществляли сестры милосердия, которые содержались за счет средств местного Управления общества Красного Креста (добровольные общества помощи военнопленным, больным и раненым воинам в России стали создаваться с 60-х годов XIX века, в Сибири появились чуть позже).

Социальную помощь осуществляла и церковь. По инициативе архиепископа Макария в губернии при монастырях создавались Дома Трудолюбия. Имелись у церкви и свои богадельни, бесплатные столовые.

К 1910 году в Томске были созданы районные участковые попечительства о бедных: Верхне-Еланское, Заисточное, Уржатское, Мухинобугорское, Болотное, Песочное, Воскресенское, Заозерное и Петровское. По отчетам 1912 года они оказали материальную и иную помощь 1124 жителям.

В этот период существовали также частные и общественные организации для оказания помощи нуждающимся: «Патронат» – для лиц, отбывших уголовное наказание, «Общество защиты женщин», Общество «Ясли» - дневной приют для детей, чьи родители весь день проводили на отхожей работе, и для детей безработных. Существовали также и ночлежные дома.

Благотворительные общества содержали дешевые столовые для бедноты, а позже для студентов. Финансирование такой помощи осуществлялось за счет благотворительных взносов, пожертвований и капитала учредителей (купцы и предприниматели Асташевы, Цибульские, Королевы, Кухтерины, Вильянов, Попов и другие).

После Октябрьской революции одни функции общественной и частной благотворительности были забыты, другие взяло на себя государство. Комиссариат, а затем и министерство социального обеспечения проводили централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. Так, 31 декабря 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР выпустил Декрет «О социальном обеспечении трудящихся». Согласно этому документу, трудящимся гарантировались медицинская помощь и социальное обеспечение в случае временной или постоянной нетрудоспособности, а также утраты средств к существованию вследствие безработицы. Положением устанавливались пособия при временной нетрудоспособности, пенсии по старости, инвалидности, пособия беременным и роженицам, пособия на погребение, натуральная помощь. При этом в основу социального обеспечения был заложен страховой принцип – средства на указанные пособия и выплаты складывались из отчислений работодателей. С этого Декрета начался другой этап социальной помощи в России, который стал точкой отсчета для новой истории социальной работы.

Надежда Белоус
ТОМСК magazine № 2 (27) май 2008
Зонд-реклама


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта