Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня3декабря2024

Наверх

26 сентября 1815 года (209 лет назад) заключен Священный союз


"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после освобождения Русской армией Европы от "узурпатора" Наполеона.

Инициатором Священного союза стал Российский Император Александр I (1855-1881 гг), его поддержали австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III. 14 сентября (26 сентября по новому стилю) они подписали в Париже "Акт Священного Союза". В ноябре к этому Союзу присоединился король Франции Людовик XVIII, затем многие другие страны Европы. Формой действия Священнного Союза были общеевропейские встречи на уровне монархов, менее важные – на уровне министров иностранных дел, на уровне послов.

Венский конгресс. Жан-Батист Изабе, 1819

Венский конгресс. Жан-Батист Изабе, 1819

Священный союз стал продолжением Венского конгресса. В 1820 году было решено позволить военное вторжение в любую страну, где начнется революция. В начале 20-х годов союз перестал существовать из-за спорного Восточного вопроса. Целью Союза была взаимопомощь в подавлении в Европе революционных антимонархических выступлений – отголосков антихристианской Французской революции – и укрепление устоев христианской государственности. Александр I намеревался посредством такого Союза устранить также возможность военных столкновений между монархическими христианскими государствами. Заключившие союз монархи поклялись соблюдать незыблемость границ в Европе и подчинить весь порядок взаимных отношений «высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя», «руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями святой веры» и «почитать всем себя как бы членами единого народа христианского». Акт Священного Союза был символично подписан в православный праздник Воздвижения Креста Господня.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы от Наполеоновского влияния и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мировой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений!

Александр I
Джордж Доу, 1825

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.:

«...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения». Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства».

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям. Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и восстание греков против турецкого господства (1821), хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при Императоре Николае I Россия поддержала греческое восстание и внесла решающий вклад в обретение Грецией независимости.) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

За время существования союза, лидеры дружественных стран встречались на международных конгрессах для обсуждения самых насущных вопросов – выработки механизма вмешательства во внутренние дела государств с целью подавления революционных движений.

Конгрессы Священного союза:

  • Аахенский, 1818( решались вопросы вывода оккупационных войск из Франции, построение системы международных отношений меду Великобританией, Австрией, Пруссией и Россией.

  • Троппауский, 1820 ( право вмешательства в страны для подавления революций). Так Австрия подавила неаполетанскую революцию в 1821 и революцию в Пьемонте в том же году, введя туда свои войска.

  • Лайбахский, 1821( о восстановлении абсолютной монархии в Неаполе).

  • Веронский, 1822( решение о вооружённом вмешательстве в дела Испании. В 1823 Франция вторглась в Испанию, был восстановлен абсолютизм)

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. Крымская война (1853–1856), в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (А.С. Хомяков), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (И.В. Киреевский), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга Н.Я. Данилевского "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (Александр III). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагма-тическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в развязанной ими Міровой войне с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

В 1833 году Священный союз распался. Монархи пытались восстановить союз, приняв Мюнхенгрецкую конвенцию, но эти попытки оказались безуспешными.

Причины распада Священного союза:

  • Союз препятствовал установлению буржуазных порядков

  • Усиление изоляцию монархических режимов

  • Расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции

  • Усиление противоречий между Австрией, Пруссией и Россией

  • Продолжение революционного движения в Европе: в 1830 году произошли революции в Бельгии, во Франции, в Польше - восстание против царизма, невозможность остановить их силами Священного союза.

Значение Священного союза

Священный союз сыграл и свою положительную роль в истории. Он обеспечил на некоторое время мир в Европе после череды постоянных наполеоновских войн. Несмотря на то что Священный союз просуществовал лишь первые десять лет, Россия исправно выполняла обязанности «жандарма Европы» до 1848 года, подавив не одну вспыхнувшую в Европе революцию. Только после поражения в Крымской войне в 1856 году правительство империи осознало необходимость перемен, а спустя ещё пять лет в России пали оковы крепостного права.



Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта