27 августа 1919 года (105 лет назад) принят декрет о национализации кинематографа
…из всех искусств для нас важнейшим является кино.
В.И. Ленин
ДЕКРЕТ
от 27 августа 1919 года
О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИНОДЕЛА
Вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории Р. С. Ф. С. Р. в ведение Народного комиссариата по просвещению.
Для этой цели Народному комиссариату по просвещению предоставляется право:
а) национализации по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства как отдельных фотокинопредприятий,так и всей фотокинопромышленности;
б) реквизиции предприятий и фотокинотоваров, материалов и инструментов;
в) установления твердых и предельных цен на фотокиносырье и фабрикаты;
г) производства учета и контроля фотокиноторговли и промышленности и
д) регулирования всей фотокиноторговли и промышленности путем издания всякого рода постановлений, обязательных для предприятий и частных лиц, а равно и для советских учреждений, поскольку они имеют отношение к фотокиноделу.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами Правительства В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Весной и летом 1919 года вопрос о статусе экранного искусства с неизбежностью встал перед советским государством. Собственно, национализировать было почти нечего. На протяжении предшествующих месяцев кинопредпринимателям
и кинопрокатчикам удалось вывезти на белогвардейский юг основное оборудование многих ателье, прокатных контор и электротеатров. В столицах и в провинции местные советы уже взяли в свои ведомства существенную часть кинематографического хозяйства. В этом смысле весьма характерной является телеграмма, направленная еще в марте 1919 года, т. е. за полгода до декрета комиссией ВЦИК в 14 губерний РСФСР. В телеграмме предлагалось спешно ответить на ряд вопросов о просвещении и культурной жизни губернии. Среди них был и вопрос: «Проведена ли национализация кинематографии и каковы успехи?»
Несмотря на это вокруг национализации кино весной и летом шла довольно острая ведомственная, а подчас и личная борьба, в которой приняли участие известные советские деятели А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, О. Д. Каменева, А. С. Киселев,Д. И. Лещенко, Ю. Н. Флаксерман и др. Судя по воспоминаниям последнего, полную некомпетентность в вопросах организации кино проявила заведующая театральным отделом Наркомпроса О. Д. Каменева. Она подготовила проект правительственного декрета о национализации театров, по одному из пунктов которого к государству переходили не только традиционные театры, но и кинотеатры. Проект был заблаговременно отвергнут. Однако взамен «театральному» проекту нарком просвещения А. В. Луначарский 18 августа 1919 года предложил правительству другой документ, также не отличавшийся ни административным профессионализмом, ни пониманием перспектив экранного искусства. Речь шла всего лишь об одном пункте Положения о фотокиноотделе Наркомпроса.
По этому пункту отдел получал право национализировать как отдельные предприятия, так и всю отрасль кино-промышленности. Тем самым государственный кинематограф в масштабах целой страны поступал в полное распоряжение маленького бюрократического установления при Наркомпросе. Сам вопрос о «Десятой музе» ставился даже не на Совете Народных Комиссаров РСФСР, а на так называемом Малом Совнаркоме, т. е. в комиссии, в которую «сплавляли» мелкие, малозначительные вопросы. В тогдашнем чиновничьем быту ее называли «вермишельной комиссией». Советские историки кино позже тщательно скрывали прохождение великоголенинского декрета о кино через эту самую «вермишельную комиссию». Между тем низкий государственный статус экранного искусства в 1919 году надежно свидетельствуется именно таким направлением дела. В. И.
Ленин в заседаниях Малого Совнаркома не участвовал и подписывал его документы не читая, а только просматривая их.
Нет никаких доказательств, будто Ленин подробно вникал в содержание части протокола, вы шедшей в виде отдельного декрета за его подписью. В любом случае 25 августа 1919 года Малый Совнарком выслушал доклад заведующего Всероссийским киноотделом Д. И. Лещенко и отправил проект на доработку.
27 августа Ленин подписал протокол, а 30 августа текст декрета. 2 сентября декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК».
А когда в декабре 1922 г Всероссийский фотокинематографический отдел Наркомпроса (ВФКО) был снова реорганизован в Центральное государственное кинопредприятие («Госкино»), декрет сам собой утратил силу.
Новая организация – Госкино – была самостоятельной единицей и в условиях НЭПа – хозрасчетной, ей надо было зарабатывать средства на существование и развитие. А к этому времени кинематографом занималось несколько акционерных обществ: «Севзапкино», «Кино-Москва», «Кино-Север», «Пролеткино» и другие производили кинохронику и игровые картины, они снова получили в распоряжение городские кинотеатры, покупали импортные фильмы. В уставах этих обществ содержалось требование – не менее 51% основного капитала должно принадлежать государственным органам и учреждениям. Тем не менее управление и творческая часть оставались в руках частных лиц.
Всерьез советское государство взялось за кинематограф в 1923 году, когда после XII съезда Совнарком создал специальную комиссию для разработки проекта реорганизации всего кинодела (именно тогда Луначарский рассказал о старой беседе с Лениным, сам же Ленин после третьего инсульта уже не мог ничего подтвердить). Комиссия предложила объединить все кинопредприятия в единое акционерное общество, и это предложение было принято. 13 июня 1924 года вышло постановление «Об учреждении Акционерного общества по производству и прокату кинофильмов в РСФСР». Позднее оно получило название Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» («Совкино») и монопольное право на кинопрокат. Слияние проводили на основе акционирования всех кинопредприятий с целью объединения их капиталов, а также производственных, прокатных и экспортно-импортных операций, получился этакий «киноколхоз».
Идеологическое руководство при этом должно было сохраниться за Наркомпросом. Но на XIII съезде партии, прошедшем в 1924 м, Иосиф Сталин сказал: «Плохо обстоит дело с кино. Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача – взять это дело в свои руки». Имелись в виду руки партии, а не лично товарища Сталина. Однако через несколько лет именно он на долгие годы стал главным редактором, цензором, заказчиком и первым зрителем нового советского кино. И его главным героем.
В декабре 1936 г известный режиссер Григорий Александров сделал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов». Заснят был весь доклад, но часть фонограммы была положена на документальные кадры, показывающие расцвет индустрии, сельского хозяйства и культуры, дружбу народов, мощь Советской Армии, счастливых советских детей.
В январе 1936 года (как раз после статьи «Сумбур вместо музыки», указавшей советским творцам их место в строю) руководитель киноотрасли Борис Шумяцкий выступил с сообщением о том, что в ближайшие 2–3 года советская кинематография будет произ-водить до 300 фильмов в год, а когда в Крыму построят киногород на базе передовой американской кинотехники с учетом всех достижений – звука, цвета, стерео- и телекино, будет создаваться до 600 фильмов в год.
Мечта Шумяцкого не сбылась, киногород так и не построили, самого его расстреляли в 1938 году. Производство фильмов в СССР держалось на уровне от 40 до 60 в год до тех пор, пока сначала война, а затем борьба с космополитизмом не уменьшили их количество до одного десятка. С 1943 года и до самой смерти Сталина кино снималось так мало, что этот период получил название «малокартинье». Послевоенные поколения в основном смотрели трофейные фильмы. Отечественный кинематограф смог восстановить свое лидирующее положение в прокате только во время «оттепели».
С начала 1980-х годов в соответствие с указом Президиума Верховного Совета СССР дата 27 августа отмечается как День советского кино, а ныне - День российского кино.
|