Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня8декабря2024

Наверх

30 апреля 1848 года (176 лет назад) родилась А.Я. Ефименко


Ефименко Александра Яковлевна (урождённая Ставровская) – русский и украинский историк, этнограф, педагог, автор трудов по истории Русского Севера и истории Украины. Первая в России женщина — почётный доктор российской истории (1910), профессор, преподаватель Высших Бестужевских женских курсов в Санкт-Петербурге (1907-1917).

Ефименко Александра Яковлевна (урождённая Ставровская)
Александра Ефименко

Начало пути

Родилась Александра Ставровская 18(30) апреля 1848 года в селе Варзуга, Кольского уезда Архангельской губернии, в семье мелкого государственного служащего. В 1863 году с отличием окончила женскую гимназию в Архангельске, сразу же приступила к педагогической деятельности в качестве домашней учительницы. Материальное положение семейства Ставровских было сложным, Александре самой приходилось зарабатывать на жизнь, помогать родителям и младшим братьям и сёстрам.

Вскоре молодая учительница познакомилась с Петром Саввичем Ефименко — ссыльным студентом с Украины, в недавнем прошлом — активным участником Харьковско-Киевского тайного общества. В 1870 году Ефименко и Ставровская обвенчались в холмогорской церкви. По своим идейным воззрениям Пётр Саввич являлся народником, но весьма серьёзно относился к занятиям наукой. Сфера его научных интересов охватывала историю, краеведение, фольклористику и этнографию. По воспоминаниям знавших Ефименко людей, он отличался большой работоспособностью, широтой кругозора, добрым сердцем, умением привлечь к научной работе способных учеников. Для Александры Ставровской Пётр Ефименко стал не просто супругом. Сперва он играл роль её наставника и учителя, позднее стал деятельным единомышленником, помощником в научной работе.

Историк Русского Севера

Слабое здоровье Петра Саввича, постоянная слежка полицейских чинов, тяжёлое материальное положение и другие беды и неурядицы преследовали молодую семью, но, несмотря ни на что, Александра Яковлевна много и упорно работала. В Архангельске она изучает архивные материалы, местные наречия, знакомится с обычаями народностей Севера.

Уже в начале 1870-х годов в «Архангельских губернских ведомостях» и других изданиях печатаются её статьи, в которых А.Я. Ефименко заявляет о себе как о талантливом учёном, способном не только собирать и накапливать исторический материал, но и обобщать, анализировать его, делать самостоятельные выводы. Появление нового имени не прошло незамеченным в научной и общественной среде. В прессе публикуются первые отклики и рецензии на труды А.Я. Ефименко. Её вклад в разработку истории коренных северных народностей получает высокую оценку.

В 1873 году супруги Ефименко получают разрешение на выезд в центральную Россию. Они поселились в Воронеже, где прожили около года. Александра Яковлевна на основе собранного ранее документального материала подготовила и передала в журналы целый ряд статей, в которых развивала свои взгляды на историю брачных отношений и семьи. К наиболее значительным её достижениям в то время относится труд «Артели в Архангельской губернии», опубликованный в первом выпуске «Сборника материалов об артелях России» (СПб., 1873). Появление этой работы не было случайностью: в народнической среде прочно укоренилось мнение об артельной организации сельскохозяйственного производства как о главной и определяющей форме перехода к новому строю. Ефименко доказала всю ошибочность этого мнения, раскрыв причины, обусловившие возникновение такой формы жизненного уклада и организации производственного процесса в крестьянской среде Русского Севера. Её научные работы, написанные и изданные в 1870-е годы, послужили своеобразной прелюдией к фундаментальной монографии «Крестьянское землевладение на крайнем Севере», опубликованной в 1882—1883 гг. в журнале «Русская мысль». Затем монография вошла в сборник трудов Александры Яковлевны под названием «Исследования народной жизни» (М., 1884. Вып. 1).

Изучая архивные документы и другие источники, исследовательница, к своему удивлению, обнаружила, что представления о структуре крестьянского землевладения, господствующие в то время в отечественной историографии, далеки от реальностей жизни. Александра Яковлевна ввела в научный оборот массу ранее неизученных источников о поземельных отношениях в уездах Русского Севера. В частности, изучая материалы так называемых «верёвных книг» (межевых книг, где записаны меры угодий, по домашнему измерению, «на верёвки») — Александра Яковлевна пришла к выводу: первоосновой древнейшей формы русского землевладения была её «долевая» организация, и только со временем в зависимости от конкретно-исторических условий возникало общинное и подворно-участковое землевладение. Выводы А.Я. Ефименко вызвали острую полемику в научной среде (Н.Рожков, М.Покровский поддержали воззрения молодого учёного, В.Сергеевич, М. Владимирский-Буданов, напротив, резко критиковали их). Однако все исследователи, независимо от своих взглядов, высоко оценили научную сторону монографии, полноту её источниковой базы и несомненную новизну заявленной автором проблематики.

Обретение «второй родины»

В 1874 году А.Я. Ефименко уехала вместе с мужем на Украину — сперва в Чернигов, а потом, уже в 1879 году — в Харьков. Родина Петра Саввича стала второй родиной и для его жены, пронесшей чувство любви к украинской земле через всю свою дальнейшую жизнь.

С первых же дней проживания в Харькове Петр Саввич и Александра Яковлевна принимали самое деятельное участие в организации краеведческого исторического кружка, а также в работе историко-филологического общества, организованного при Харьковском университете.

Гостеприимный дом супругов Ефименко стал местом, где собирались и обсуждали важные научные проблемы и вопросы общественной жизни многие представители харьковской интеллигенции. О радушии хозяев свидетельствуют воспоминания, записки их современников. Однако сфера активной общественной деятельности Александры Яковлевны не ограничивалась домашними посиделками в кругу друзей.

В Харькове она выступала перед большими аудиториями с лекциями о жизни и творчестве Т.Г.Шевченко, И.П. Котляревского, Г.С.Сковороды, как и прежде, оказывала помощь своему мужу, который активно сотрудничал с рядом харьковских периодических изданий. Харьков, как и все крупные города Украины того периода, был, по сути, городом русскоязычной культуры. Показное «украинофильство» некоторой части интеллигенции являлось, скорее, видом общественного протеста на подчас неразумную национальную политику властей. Так, в 1876 году на Украине были запрещены многие периодические издания на национальном языке; в учреждениях и общественных местах предписывалось говорить только по-русски.

В этот период А.Я. Ефименко также подпадает под влияние «украинофильствующей» интеллигенции. Показательной реакцией на политику царизма в национальном вопросе стала её статья «По поводу украинофильства», опубликованная в 1881 году в журнале «Неделя». Автор решительно выступила в защиту прогрессивных представителей украинской интеллигенции, поскольку не считала их украинофильство проявлением неразумного сепаратизма. По мнению Ефименко, оно «всегда было протестом жизни против излишней государственной регламентации, протестом местной и областной самобытности против... обезличивающей централизации». В начале 1881 года в журнале «Слово» ею также была опубликована статья «Малорусский язык в народной школе», в которой декларировался тезис о необходимости преподавать в украинских школах не только на русском, но и на родном языке.

А.Я. Ефименко — историк Украины

В 1880-90-е годы начинается новый период творчества А.Я. Ефименко как историка. Она оставляет многообещающую тематику Русского Севера и обращается к изучению истории Украины. В прекрасном историографическом эссе «Литературные силы провинции» Александра Яковлевна даёт оригинальные характеристики украинским историкам: В.Б. Антоновичу, М.А.Максимовичу, П.А.Кулишу, Н.И.Костомарову, отмечая их огромный вклад в исследования по истории Украины. А.Я. Ефименко глубоко изучила труды, творческие приёмы и манеру письма этих крупнейших украинских историков XIX в., прежде чем выносить на суд читателей свои оценки. В контексте замечаний, высказанных в эссе, Александра Яковлевна стремилась выработать собственный взгляд на исторический процесс на Украине, внести посильный вклад в разработку нового для неё предмета исследования.

Как любой уважающий себя учёный, исследование истории Украины А.Я. Ефименко начинает с глубокого изучения источников: она штудирует, делая многочисленные выписки, сборники документов «Архив Юго-Западной России», «Акты Южной и Западной России», «Акты Виленской археографической комиссии», «Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край». В совокупности с архивными материалами и творческим наследием украинских историков эти публикации стали для А.Я. Ефименко надёжным подспорьем при написании ею статей и крупных обобщающих монографий по истории Украины. В отличие от своих предшественников (да и современников), А. Я. Ефименко не ограничивалась «узкой» тематикой. Диапазон её творческих интересов был необычайно широк и свидетельствовал о больших потенциальных возможностях автора. В течение 1880—90-х годов в журнале «Киевская старина» Александра Яковлевна опубликовала большинство своих трудов, благодаря которым заполнились многие яркие и вместе с тем малоисследованные страницы истории украинского народа. Немало научных разработок А. Я. Ефименко было помещено также на страницах центральных журналов «Слово», «Детское чтение», «Неделя», «Русская мысль», «Вестник Европы» и др.

Уже первая работа «Из истории борьбы малорусского народа с поляками», посвящённая гайдамацкому движению, показала: на научном горизонте Украины появился исследователь, способный по-новому осмыслить этот сложный вопрос. Критический подход к архивным документам и мемуарной литературе дал Ефименко возможность правильно определить основную социальную силу гайдаматчины и подробно раскрыть причины поражений гайдамацких восстаний.

В последующие годы журнал «Киевская старина» опубликовал следующие работы А.Я.Ефименко:

  • «Копные суды в Левобережной Украине» (1888),

  • «Архиерейский подарок» (1888),

  • «Два наместника» (1889),

  • «Двенадцать пунктов Вельяминова» (1889),

  • «Бедствия евреев в Южной Руси XIX века» (1889),

  • «Турбаевская катастрофа» (1891),

  • «Очерки истории Правобережной Украины» (1894—1895) и ряд других.

В своих исследовательских работах автор касалась многих важных проблем общественно-политической жизни украинских земель периода феодализма, анализировала централизаторскую политику царизма на Левобережной и Слободской Украине, освещала положение крепостных крестьян и т. п. Как правило, все её выводы хорошо аргументированы и говорят о глубоком понимании сущности происходивших процессов.

В восьмом номере журнала «Вестник Европы» за 1891 год вышла работа Ефименко «Малорусское дворянство и его судьба», которая сразу же привлекла внимание широкого круга исследователей. Впервые после А.М. Лазаревского Александра Яковлевна предприняла попытку раскрыть в украинской историографии истоки и генезис формирования дворянского сословия. По её мнению, процесс перерождения казацкой старшины в дворянство после Освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого был не случайным, а закономерным, объективно обусловленным явлением, адекватно отражавшим социально-экономические реалии того времени — неутолимую жажду обогащения, захват земельных угодий, «перевёрстывание» вольных казаков в зависимых крестьян: «Насилие, захват, обман, вымогательство, взяточничество — вот содержание того волшебного котла, в котором перекипала более удачливая часть казачества, превращаясь в благородное дворянство» (Ефименко А. Я. Малорусское дворянство и его судьба // Южная Русь— Т. 1. С. 162).

Александра Яковлевна понимала, что в своих предыдущих трудах она реконструировала только один аспект исторического процесса. Но, как серьёзному, уже сложившемуся учёному-исследователю, ей хотелось идти в ногу со временем, т.е. освещать в своих работах социально-экономические и политические процессы. Так появилась уже упоминавшаяся статья «Турбаевская катастрофа», посвящённая восстанию крестьян 1789—1793 гг., вспыхнувшему на Полтавщине против помещиков Базилевских. Использовав широкую источниковую базу (Д. И. Багалей не случайно указывал на этот труд как на образец «блестящего использования архивных материалов»), А. Я. Ефименко сумела правильно раскрыть причины, характер и социальную направленность восстания, определённые противоречия в повстанческом лагере, свидетельствовавшие о новых тенденциях в крестьянской и казацкой среде. Написанный живо и эмоционально, исторический очерк о Турбаях отличался также свежим взглядом на многие другие исторические вопросы.

В середине 90-х годов А. Я. Ефименко продолжает активно работать над историей Украины. В 1894—1895 годах опубликован её обобщающий труд «Очерки истории Правобережной Украины». Исследовательница проделала огромную работу, чтобы в обобщенной популярной форме изложить главнейшие вехи исторического прошлого одного из крупнейших регионов украинских земель — Правобережья. Акт Люблинской унии 1569 года, развитие казацкого сословия, борьба народных масс против польско-шляхетского угнетения в конце XVII — XVIII вв., гайдамацкое движение и другие вопросы — всё это нашло отражение в книге.

В этот же период А. Я. Ефименко возвращается к изучению древних форм крестьянского землевладения, но уже на материалах Украины. В 1892 году она публикует монографию «Дворищное землевладение в Южной Руси», в которой на основе разработанной и применённой в своих более ранних исследованиях методологии показывает, что в XIV — XVI веках на украинских землях крестьянское землевладение формировалось главным образом путем заимки земли (так называемой «займанщины»). Сопоставляя фактический материал, автор пришла к выводу, что в этой сфере аграрных отношений существовало много общего с аналогичными процессами, происходившими на Севере России, и, таким образом, можно говорить о единых тенденциях социально-экономического развития в регионах, существенно отличавшихся друг от друга.

А. Я. Ефименко обращается также к истории украинской культуры. Сквозь призму жизни, деятельности, философских и общественно-политических воззрений таких её выдающихся представителей, как Г.С.Сковорода, И.П.Котляревский, Т.Г.Шевченко и другие, Александра Яковлевна осветила исторические условия, в которых развилось и приобрело широчайший общественный резонанс их творчество, раскрыла главные вехи поступательного культурного процесса на Украине.

Во время пребывания в Харькове Александра Яковлевна не ограничивает свою научную деятельность только подготовкой и публикацией книг, статей, заметок. Она принимает самое живое участие во всех научных мероприятиях, происходивших в то время в России. Начиная с 1884 года (когда в Одессе состоялся IV археологический съезд), Ефименко ведёт активную работу на авторитетных форумах российских историков, археологов, этнографов, готовит доклады, участвует в общенаучных дискуссиях и обсуждениях выступлений своих коллег и т. д.

В доме супругов Ефименко, как и прежде, можно часто встретить известных людей — историков, философов, литературоведов.

Академик Д.И. Багалей вспоминал:

«…Харьковская жизнь семьи Ефименко была очень простой, начиная с помещения и кончая мебелью (и теперь припоминаю скрипящий диван в их комнате), одеждой (волчья шуба П.С.Ефименко). Но эти квартиры, в которых проживали Александра Яковлевна и Петр Саввич, привлекали к себе всех, кто имел наслаждение познакомиться с ними. Из близких знакомых А.Я.Ефименко могу напомнить о Борисе Григорьевиче Столпнере, своеобразном еврее-философе, автодидакте, самоуке, что был близок Александре Яковлевне своими философскими взглядами, которыми увлекалась и она. П.С.Ефименко принимал участие в харьковской громаде того времени, в которую входили ранних шестидесятых годов и знаменитый А.А.Потебня, а в мое время — ...исследователь старозаимочного землевладения А.Л.Шиманов, Микола Федорович Сумцов, Я.С.Станиславский, я и другие».

Значительным творческим успехом А. Я. Ефименко в предреволюционное время явилось издание в Петербурге её двухтомника «Южная Русь», в котором были собраны опубликованные ранее 24 авторские работы по самой разнообразной тематике и направленности. Весь гонорар за этот сборник автор передала украинцам — студентам вузов Москвы и Петербурга.

Однако личная жизнь женщины-учёного складывалась крайне нелегко. Пётр Саввич постоянно болел. Не будучи в состоянии работать сам, он подбирал материалы для трудов Александры Яковлевны, эффективно помогая ей. Женщине приходилось работать всё более и более интенсивно: у супругов было пятеро детей, а бюджет многодетной семьи складывался исключительно из гонораров за лекции, статьи и издание научных монографий.

Вскоре судьба нанесла Ефименко ещё один удар: после тяжелой болезни скончались две её дочери — Вера и Александра. Тем не менее, Александра Яковлевна продолжала упорно и много работать: изучала историографическое наследие и документы, ради заработка создавала популярные исторические очерки, которые в течение 1901—1902 годов были опубликованы в Москве.

Революционные события 1905—1907 годов А.Я. Ефименко восприняла сочувственно. Как вспоминал Г.Хоткевич, в доме на Чернышевской, где тогда жили Ефименко, часто укрывались революционно настроенные молодые люди. Более того, в работе подпольных студенческих кружков активно участвовал младший сын П.С. и А.Я. Ефименко — Пётр, впоследствии известный советский археолог, академик АН УССР.

Петербург

В 1907 году начинается новый этап в биографии супружеской четы Ефименко. Руководство Высших Бестужевских женских курсов пригласило Александру Яковлевну в столицу для чтения лекций по истории Украины. Ею сразу же был подготовлен блестящий лекционный курс. По словам современников, на лекции Ефименко собиралась многочисленная аудитория, привлекаемая эмоциональностью и яркостью изложения материала, оригинальностью концепций женщины-учёного, логичностью и убедительностью выводов.

Но петербургский климат фактически погубил здоровье её супруга. Сразу же после переезда состояние Петра Саввича резко ухудшилось. Александре Яковлевне нередко приходилось приходить на занятия после бессонной ночи, однако проводила она их с неизменным блеском. В 1908 году П.С. Ефименко умер. Александра Яковлевна, тяжело пережив эту утрату, нашла в себе силы продолжить преподавательскую деятельность. Она поддерживает тесные контакты со многими слушательницами курсов, выступает инициатором создания на Бестужевских курсах украинского кружка и библиотеки, часто организовывает лекции и встречи с интересными людьми. Одновременно она продолжила начатую ещё в Харькове работу над подготовкой учебника истории для народных училищ и средних учебных заведений. Учебник Ефименко в различных вариантах выходил в свет в 1912—1914 годах, но особенного успеха не имел.

Тем не менее, признанием выдающихся заслуг А. Я. Ефименко перед исторической наукой стали присвоение ей в 1910 году Харьковским университетом (по ходатайству Высших Бестужевских женских курсов) учёной степени доктора истории и избрание на профессорскую должность. Университетский устав не предполагал возведения в докторскую степень женщины, а потому Харьковский университет присвоил Ефименко докторскую степень honoris causa (т.е. «ради чести», почётно, без защиты докторской диссертации).

В том же году состоялось чествование учёного в связи с 40-летием её научной деятельности. Выступившие на торжествах коллеги, друзья, ученики и последователи отмечали достижения А. Я. Ефименко в разработке главнейших вопросов исторического прошлого русского и украинского народов, высоко отзывались о её личных качествах — скромности, сдержанности, большом трудолюбии, широте научных интересов.

После 1917 года

На Высших Бестужевских женских курсах А. Я. Ефименко работала вплоть до октября 1917 года. После октябрьского переворота, вместе с дочерью Татьяной, поэтессой Серебряного века, она уехала на Украину, поселилась на хуторе Любочка Волчанского уезда, на Харьковщине.

Здесь, в условиях гетманской Украины, «самостийность» которой охранялась исключительно немецкими штыками, Александра Яковлевна продолжает много и напряжённо работать, сосредоточив внимание на создании учебника по истории для средних и начальных школ, а также популярных очерков для широких слоёв народа. В феврале 1918 года она направила рукопись своей новой работы Д. И. Багалею, изложив в сопроводительном письме главные методические принципы, которыми руководствовалась в процессе создания учебника — популярность, доступность, сочетание сведений по истории края с историей Украины и страны в целом. Учебные пособия А. Я. Ефименко были опубликованы в Харькове только в 1919 году на русском и украинском языках.

В это же время Александра Яковлевна завязывает интенсивную переписку с редакцией журнала «Внешкольное образование», настаивая на необходимости уделять больше внимания изучению истории, причём «теснейшим образом» увязывать исторический опыт с процессами и явлениями, вызванными революционными событиями. Надо сказать, что её взгляды в этот период полностью соответствовали государственной политике «украинизации», проводимой правительством гетмана Скоропадского:

«...Украиноведение в данный момент,— указывала она,— есть неотложная, острая потребность, настоящий духовный голод украинской жизни. В ряду пунктов программы этого украиноведения украинская история занимает необходимо одно из виднейших мест... Всюду и всеми отдается исключительное внимание украинской истории. Но надо сказать правду — без сорома казка,— что подданные вновь народившейся державы совершенно не знают своей истории. Не знают до анекдотического и не только народные массы, а и украинские интеллигенты. Да и как бы оно могло быть иначе. Ведь весь этот верхний культурный слой украинской народности приобрёл свое образование в средней или высшей русской школе. С украинской историей приходилось знакомиться по учебникам русской истории, тщательно профильтрованным Учёным комитетом Министерства] Нар [одного] Пр [освещения]. В этих учебниках учащиеся находили и украинскую историю: в кратких — по несколько десятков строк, в пространных — по несколько страниц. Из этих строк и страниц учащиеся узнавали о Люблинской и Брестской униях, о казаках и Богдане Хмельницком, как воссоединителе, об измене Мазепы, реформах Екатерины — и всё... И вот на таком-то утлом фундаменте приходится наспех создавать широкое ознакомление населения с его родной историей...»

Подготовкой новых учебников А. Я. Ефименко как раз и стремилась внести свой вклад в дело «широкого ознакомления» граждан новоявленной державы с событиями их далёкого прошлого. Но настоящая действительность Гражданской войны внесла свои безжалостные коррективы в планы историка.

В декабре 1918 года гетманская Украина прекратила существование под напором войск другого воинствующего «украинофила» - С.Петлюры. В ночь с 17 на 18 декабря 1918 года напавшие на хутор Любочка петлюровцы зверски убили 70-и летнюю Александру Яковлевну и её дочь Татьяну.

Виднейший российский историк С.Ф.Платонов в некрологе, опубликованном в 1920 году, так описал обстоятельства гибели А.Я. Ефименко, ссылаясь на газетные сообщения:

«…её убили солдаты Петлюровского войска — убили за то, что она не хотела выдать солдатам спрятавшихся в ее квартире двух дочерей Харьковского губернского старосты (представителя гетманской власти) Неклюдова ... донос привел солдат к квартире Ефименко, где спрятались две дочери Неклюдова; Ефименко отказалась выдать их, заявив, что у нее никто не спрятан; был произведен обыск, девушки были обнаружены, убиты, и их участь тут же, на месте, разделила А. Я. Ефименко».

Так, на самой высокой ноте оборвалась жизнь выдающегося историка, этнографа, педагога...

Чтобы полнее прочувствовать тяжесть этой потери для отечественной науки, вспомним характеристику профессиональных и личных качеств А.Я. Ефименко, которую дал академик Д.И. Багалей:

«Александра Яковлевна была человеком с необычайно развитым умом, с выдающимися способностями к анализу и синтезу, с блестящим, ярким, художественно-историческим талантом изложения, с высокими мыслями и наклонностями в сторону философии, с кристально чистыми душой и сердцем, с чрезвычайно повышенной этикой и постоянным поиском правды и добра, составлявших для неё основу исторических событий. <…> Всю свою жизнь она посвятила своим родным народам — русскому, из которого сама вышла, и украинскому, с которым почти слилась, и память о ней сохранят, я уверен, длительное время оба эти народа.»

«История украинского народа» А.Я. Ефименко

Ефименко Александра Яковлевна (урождённая Ставровская)
Александра Яковлевна Ефименко

В творческом наследии А.Я. Ефименко особое место занимает работа «История украинского народа» — синтетическое, обобщённое изложение исторического процесса на Украине с древнейших времен и до XIX века. Об истории создания этого труда автор говорит в предисловии к его первому выпуску. По словам Александры Яковлевны, она считала своим долгом откликнуться на конкурс, объявленный в 1896 году журналом «Киевская старина» и предполагавший создание монографии, рассчитанной не только на узкий круг специалистов, но и отвечающей «интересам и потребностям большой публики». Несколько лет напряжённой работы завершились выходом в 1906 году в издательстве акционерного общества «Брокгауз-Ефрон» обоих выпусков книги.

Приступая к «Истории украинского народа», А. Я. Ефименко уже имела большой опыт научной деятельности. К этому времени увидело свет множество её работ — больших и малых, строго научных и популярных, в том числе и по истории Украины. Тем не менее, ей пришлось осуществить дополнительные исторические изыскания, исследовать ряд важных вопросов, которыми она раньше практически не занималась. В процессе работы над рукописью оказалось, что программа книги, опубликованная в «Киевской старине», не всегда соответствовала представлениям автора о периодизации истории и об интерпретации тех или иных фактов. Однако книга всё-таки стала победителем конкурса.

В основу книги Ефименко легли такие методологические принципы, как приоритет внутренней истории над внешней, сопоставление исторического развития различных ветвей восточного славянства, применение метода сравнительно-исторического анализа. Александра Яковлевна особо подчёркивала, что она стремилась к объективным, взвешенным оценкам и характеристикам исторического процесса на Украине, исключающим «южнорусский национальный субъективизм», характерный для многих украинских авторов.

Книга А. Я. Ефименко написана вне рамок марксистско-ленинского подхода, а потому структурирована в традициях характерного для второй половины XIX века членения материала. Первая глава посвящена доисторической эпохе и славянским племенам, населявшим Украину в древности, вторая и третья — истории Киевской Руси и периоду феодальной раздробленности, четвёртая и пятая главы — положению украинских земель в составе Великого княжества Литовского и шляхетской Польши, шестая и седьмая — характеристике времен «хмельнитчины», так называемой «руины» и реконструкции хода развития украинских земель в XVIII в., и, наконец, восьмая глава — положению на Украине в XIX веке.

Основное внимание автор сосредоточила на раскрытии важнейших вех исторического процесса на украинских землях с древнейших времен и до середины XIX века.

Сейчас можно спорить и не соглашаться с принципами, положенными в основу авторской периодизации истории Украины, с терминологией, названиями отдельных глав. Однако главное достоинство книги А.Я. Ефименко заключается в том, что и на сегодняшний день этот труд признаётся одним из наиболее объективных, свободных от идеологических и националистических установок изложением истории украинских земель и населяющих их народов. Написанная в начале XX века «История…» выгодно отличается от многих современных, весьма сумбурных, бездоказательных и малоисторичных работ, прежде всего, систематическим и последовательным изложением фактографического материала, доступной научно-популярной формой освещения сложнейших вопросов экономического развития, указанием на способы разрешения ключевых проблем этнокультурной ситуации на Украине XVI-XIX вв.

В 1990 году «История украинского народа» А.Я.Ефименко вновь увидела свет, благодаря киевскому издательству «Лыбидь» (в библиотечной серии «Памятники исторической мысли Украины»).

Материал сайта Библиотека Якова Кротова

Компиляция Е.Широковой



Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта