|
||||
|
| |||||
15 июня 1896 года (128 лет назад) родился И.А. ЛихачевИ.А. Лихачев Выдающийся организатор отечественной автомобильной промышленности, кавалер пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Великой Отечественной войны 1 степени, лауреат Сталинской премии Иван Алексеевич Лихачев родился 3 июня (15 июня по новому стилю) 1896 года в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии, в семье простого крестьянина. Иван недолго находился в родном селе: уже в 12 лет он начал трудится слесарем в кустарных мастерских, а потом на Путилковском заводе в Санкт-Петербурге. Неформальное звание «Путиловский рабочий» или «Путиловец» в революционное время 1917 года значило очень много, но в революцию Лихачев вступил матросом Балтийского флота, куда был призван в 1915 году. На фронтах первой мировой он был ранен, а позже в 1917 году стал членом партии большевиков. После революции три года служил в органах ВЧК, пять лет отдал профсоюзной работе. И в конце 1926 года, в тридцать лет, Иван Алексеевич был назначен «красным» директором на московский автомобильный завод АМО (Автомобильное московское общество). Завод к тому времени уже сумел наладить мелкосерийное производство отечественных грузовиков АМО-Ф-15, но оставался небольшим предприятием, с примитивными технологиями производства. С начала 1927 года под руководством Лихачева начинается первая реконструкция предприятия под массовый выпуск советских грузовиков. По образному выражению самого Лихачева: «Мы пришили к пуговице – пальто», можно судить об объемах этой реконструкции. Буквально за несколько лет из небольшого завода, АМО разрастается до одного из самых больших предприятий в Москве. 25 октября 1931 года впервые в стране был запущен сборочный автомобильный конвейер, с которого массово начали сходить грузовики АМО-3. В этом же году заводу было присвоено имя Сталина – «ЗиС». К лету 1933 года завод перешел на производство новой модели ЗиС-5, широко известной «трехтонке». Этот автомобиль быстро стал легендарным, во времена индустриализации страны, а после на тяжелых дорогах Великой Отечественной войны. Лихачев ежедневно по нескольку часов проводил в цехах, причем шел в первую очередь туда, где были самые сложные участки, туда, где в данный момент больше всего требовалось его участие. Часто он сам проверял выполнение наиболее ответственных заданий, что бы лично убедиться в качественной работе. Когда заводу ЗиС поручили организовать впервые в стране производство лимузинов высшего класса, он ежедневно приходил в экспериментальный цех и проверял работу мастеров, вплоть до того, что контролировал мягкость набивки диванов лимузина, заставляя их переделывать сиденье до тех пор, пока качество его подушек не достигло лучших американских образцов. В 1930-х годах Лихачев усиленно занимался самообразованием, приглашая преподавателей по тем или иным дисциплинам. Заставлял учиться и начальников цехов – выдвиженцев из рабочего класса, также прикрепляя к ним преподавателей – в то время они не могли получить образование иным путем. В начале Великой Отечественной войны, эвакуируя московское производство, Иван Алексеевич создал четыре филиала автозавода, выросших впоследствии в крупные самостоятельные производства: Уральский автомобильный завод (автомобили «Урал»), Ульяновский автомобильный завод (автомобили УАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский автоагрегатный завод. В морозные дни зимы 1941 года Лихачев сам облазил в Челябинске занесенные снегом открытые хранилища ранее эвакуированного из разных городов, но невостребованного оборудования, отбирая необходимые станки, что бы обеспечить работу четырех своих филиалов на Урале и Волге. Люди в сорокоградусные морозы устанавливали станки и сразу начинали на них работать, не всегда имея крышу над головой, например, как на Челябинском кузнечно-прессовом заводе. Приказы и распоряжения директора Лихачева были законом для всего коллектива. Известны случаи, когда по его приказу выполнялись практически невыполнимые задания. Например, немецкая авиация уничтожила завод, поставляющий на ЗиС пластмассовые детали, в том числе рули для автомобилей, Лихачев распорядился за одну ночь (!) создать конструкцию нового руля с деревянным ободом и в течение двух дней подготовить его производство. Нужно ли говорить, что это задание всё-таки было выполнено в срок. Но, нужно отдать должное, Лихачев не забывал, и отметить труд своих работников, в данном случае дополнительными талонами на питание (в военное время лучшая награда) и на спирт (практически валюта). Другая особенность стиля Лихачева-хозяйственника – стремление в условиях зависимости завода от огромного количества смежников, как можно больше делать продукции самостоятельно. Во время войны он создал калибровочно-заготовительный цех. В 1945 году вывез из Германии прокатные станы, что бы компенсировать перебои в поставках металлопроката. Организовал свое газовое хозяйство, построил бетонный завод и кислородно-ацителеновую станцию и многое другое. В послевоенное время завод переживал свою третью масштабную реконструкцию, под выпуск новых автомобилей ЗиС-150 и ЗиС-151. Одновременно с этим завод готовил к выпуску новый лимузин высшего класса ЗиС-110 и большой городской автобус ЗиС-154, а также организовывал выпуск велосипедов «Прогресс» и первых в стране холодильников «ЗиС». К сожалению, непосильные задания, по реконструкции завода и одновременной организации сразу нескольких новых производств, в тяжелое послевоенное время, отрицательно сказались на качестве самой продукции Завода имени Сталина. Машины, запущенные в производство оказались «сырыми» и недостаточно надежными. В 1950 году И.А. Лихачев был снят с директорского поста и направлен руководить небольшим авиационным заводом, что, в сущности, означало отставку. Но и здесь он проявил неутомимую энергию и волю. За модернизацию авиационного завода он получил один из своих орденов Трудового Красного Знамени. В августе 1953 года, после смерти Сталина, Иван Алексеевич Лихачев был назначен министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог. На этом высоком посту он проработал до 1956 года. 24 июня 1956 года министр Иван Алексеевич Лихачев умер, а его заводу, которому он посвятил почти всю свою жизнь, присвоено его имя. По материалам Веневский уезд |
Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019
полная версия сайта