Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня6декабря2024

Наверх

16 августа 1876 года (148 лет назад) родился И.Я. Билибин


«Насколько я себя помню, я рисовал всегда».

Портрет И. Я. Билибина (Б. Кустодиев, 1901)

Портрет И.Я. Билибина
Б. Кустодиев, 1901

Русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа (4 августа) 1876 года в семье военно-морского врача, выходца из старинного купеческого рода, в Тарховке, близ Петербурга.

В 1896 году он закончил Первую классическую гимназию, а за год до этого начал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился до 1898 года под руководством Я. Ф. Ционглинского. В этом же году Билибин побывал в Европе, в том числе в Италии и Швейцарии.

Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии говорил, что как на художника, на него произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн». Учился в художественной студии в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900).

Насыщенную программу обучения искусству рисования Иван Билибин совмещал с учебой на юридическом факультете Петербургского университета (с 1896 по 1900 годы), куда поступил по настоянию практичного отца. Государственный экзамен Билибин приехал держать в Одессу, в Новороссийский университет — здесь требования были существенно ниже столичных. Защитив диплом по римскому праву, юристом он так и не стал. Приняв окончательное решение в пользу искусства, Иван Билибин продолжил свое образование вольнослушателем в Академии художеств под руководством своего учителя Ильи Репина.

Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». В 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.

Иллюстрация Билибина к сказке

С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н. Н. Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С. Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Искусство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н .Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.

Двуглавый орёл по рисунку Билибина Двуглавый орёл на монетах Банка России

После Октябрьской революции, которую он не принял, Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск. 21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. По средам у Билибиных — приемный день, к ним приезжали известные политики, артисты и художники, однако эти гости не приносили новых заказов. Главное занятие Билибина — русские оперные сезоны в Театре Елисейских полей, с которым плотно сотрудничали Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Иван Мозжухин, Константин Коровин, Михаил Фокин, Николай Евреинов и многие другие. Денег становилось все меньше. Щекотихина успешно выставляется, выполняет роспись морского сервиза для Ротшильда. Это позволило в 1927 году купить маленький домик на Средиземноморском побережье, куда к ним на лето регулярно приезжали друзья; вскоре здесь образовалась целая русская дачная колония. Оформляет театральные постановки по всему миру – от Праги до Буэнор-Айреса.

В начале 1930-х годов мировой финансовый кризис ударил и по эмигрантской среде. Билибины экономят, художник переключается на французских заказчиков — в первую очередь, на издательские компании. Одна из них, «Boivin et Cie», заказывает художнику иллюстрации к книгам «Сказки избы» (1931), «Сказки ужихи» (1932), «Сказки братьев Гримм» (1935). Для издательства «Fernand Nathan» Билибин оформляет сочинения по французской и русской истории: «Генрих IV» А. Монтго (1934), «Петр Великий» X. Иссерли и Г. Пикве (1935), обогащая свою технику новыми типами оформления книг. Также Билибин выполняет эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в Праге.

И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911

И. Я. Билибин. Эскиз костюма Коман-
  дора к драме Лопе де Веги «Фуэнте
  Овехуна». Старинный театр. 1911

В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

В женщинах Ивана Билибина привлекала не только красота, но и творческое начало, желание реализовать собственный потенциал. Он был женат трижды, и все его жены учились в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в которой Билибин работал преподавателем. Его первой женой в 1902 году стала Мария Яковлевна Чемберс (1874—1962). Художница работала в сфере книжной графики, а также была известна театральными работами. В этом браке у Билибиных родилось двое сыновей — Александр (1903—1972) и Иван (1908—1993). Брак распался в 1911 году, а три года спустя Мария Чемберс-Билибина с детьми уехала в Англию и больше в Россию не возвращалась.

Вторая жена Билибина, Рене Рудольфовна О`Коннель (1891?1981) приехала в Россию в 1910 году, занималась книжной графикой, позже — оформлением театральных постановок. Окончив Рисовальную школу Общества поощрения художеств, Рене стала в ней преподавательницей, а также работала на Императорском фарфоровом заводе. В 1912 году Билибин и О`Коннель поженились. Их брак продлился до 1918 года. После революции Рене О`Коннель работала мастером художественной керамики на Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах.

Третьей женой Билибина, с которой он прожил до конца своих дней, стала еще одна бывшая ученица Школы Общества поощрения художеств (1908?1913), Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892?1967). Юная Шурочка, дружившая со второй женой художника, Рене О`Коннель, была другом дома Билибиных в Петербурге и даже одно время у них жила; у них же и познакомилась с будущем мужем Николаем Потоцким, присяжным поверенным. После смерти мужа она осталась одна с сыном Мстиславом. Всю жизнь она проработала художницей на Императорском (после революции — Государственном) фарфоровом заводе, создавая рисунки для росписи посуды и эскизы фарфоровых изделий.

Последней работой выдающегося художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович». Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств, отказавшись эвакуироваться из города.

Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин.


Неожиданное продолжение

Ивангород – это не только крепость, нарвские водопады, Парусинка и Троицкая церковь барона Штиглица, но и единственный в мире музей русского художника-сказочника Ивана Яковлевича Билибина. Расположен этот музей в старинном купеческом доме на холме, откуда открывается замечательный вид на Ивангородскую крепость.

Ивангородский художественный музей

Ивангородский художественный музей

У истоков музея стоял приемный сын Ивана Яковлевича Билибина – биолог Мстислав Николаевич Потоцкий. В 1980 году он сделал поистине «царский подарок» – передал в дар государству художественную коллекцию своего отчима и матери – Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой. Кроме их произведений в собрание входили также работы Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере.

Мстислав Николаевич хотел, чтобы коллекция не оказалась в запасниках какого-либо крупного музея, а могла быть доступной, причем в одном из русских провинциальных городов. Например, в Ивангороде. Он вспоминал, что однажды в 1937 году, когда Куприн был в гостях у Билибина, разговор зашел об этом городе. Выяснилось, что оба они в разное время там бывали и даже останавливались в одном и том же доме. Оба вспоминали, какой удивительный вид открывался из его окон на две крепости по обе стороны реки Наровы. Как говорил Билибин, две культуры, разделенные одной рекой, – Запад и Восток.

Потоцкому эта беседа запала в память. В 1970-х годах в Ленинграде на персональной выставке, посвященной Билибину, он познакомился с директором Ивангородской художественной школы и попросил разрешения выставить работы Билибина в Ивангороде. А в 1979 году начальная школа освободила под музей то самое здание в Ивангороде, в котором как раз останавливались и Билибин, и Куприн. Это было знаком судьбы. Так Потоцкий воплотил мечту своего приемного отца и стал первым смотрителем данного музея, открывшегося в 1980 году.

Здание историческое – это единственная купеческая постройка, сохранившаяся в Ивангороде после Великой Отечественной войны. Дом был построен владельцем кирпичного завода в Ивангороде Филиппом Яковлевичем Пантелеевым.

Туристы приезжают в Ивангород специально, чтобы прикоснуться к творчеству Билибина, одного из самых русских по духу художников. Ведь все представлено в музее - только подлинные предметы и произведения. Для такого маленького города, как Ивангород, обладать подобной коллекцией не только почетно, но и очень ответственно.

Из книг отзывов в музее: «Потрясен собранием музея! Такого нет ни в одном музее мира. Берегите!». «Спасибо за любовь к городу, России и к своему делу. Мы открыли для себя Билибина настоящего, влюбились в Ивангород...». «Огромное спасибо создателям и хранителям этого заповедного уголка русской жизни. Пошли вам Бог здоровья, сил и возможностей. То, что вы делаете, бесценно для сохранения жизни русского народа». «Испытали гордость за память к великим людям нашего Отечества».

Действительно, экспозиция музея – настоящая летопись судьбы Билибина, подобной захватывающему роману. Успешное творчество в дореволюционной России, эмиграция, путешествия по Востоку, переезд во Францию, возвращение в СССР в 1936 году.

В музее есть мемориальный зал: многие вещи, представленные в нем, принадлежали семье Билибина и Потоцких. Эти шкаф, этажерка, стулья «приехали» в Ленинград в 1936 году прямо из Парижа. Когда началась война, Билибину предлагали эвакуироваться из Ленинграда. Он отказался: «Из осажденных крепостей не бегут. Их защищают». А в феврале 1942-го умер от голода... Приемный сын Билибина Мстислав Потоцкий прошел всю войну. Был несколько раз ранен, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Войну закончил в 1945-м в Кенигсберге. Впоследствии стал биологом. Большую часть своей жизни он посвятил сохранению и популяризации наследия Ивана Билибина и Александры Щекатихиной-Потоцкой, создавшей замечательные работы в области театральной декорации, фарфора, живописи и графики. Ее творчеству посвящен отдельный зал музея.

В канун года 140-летия (2016 г.) со дня рождения Билибина в музее появились новые витрины, в том числе и стилизованные под старинную мебель. Теперь у туристов и гостей есть возможность увидеть предметы, которые ранее не выставлялись и хранились в фондах.



Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта