|
||||
|
| |||||
19 сентября 1724 года (300 лет назад) родился Н.А. ДемидовНикита Акинфиевич Демидов Никита Акинфиевич Демидов - российский промышленник, меценат, коллекционер, землевладелец. Младший сын Акинфия Демидова (третий сын от второго брака). Внук Никиты Демидова - основателя династии уральских промышленников. Никита Акинфиевич Демидов родился 19 сентября 1724 года (8 сентября по старому стилю) на берегу р. Чусовой на Урале. С юности проявил интерес к семейному делу и уже в 19 лет обладал недюжинной деловой хваткой и необходимыми знаниями в области горного дела и металлургии. Полученные по наследству заводы Никита не только не растерял, но и приумножил, прибавив к шести доставшимся ему по разделу нижнетагильским заводам еще три, которые в совокупности давали чугуна и железа много больше, чем все заводы его отца, вместе взятые. Первым из Демидовых приобрел вкус к собирательству художественных и исторических ценностей. Во время путешествия по Европе (1771-1773 гг.) почти всюду посещал мастерские художников и покупал понравившиеся ему картины. Серию полотен по его заказу пишет Жан Батист Грез, а живущий в Париже шведский живописец Александр Рослин - портреты Никиты Акинфиевича и его супруги. Особым покровительством Никиты Акинфиевича пользовался пенсионер Петербургской Академии художеств Федот Иванович Шубин, которому он помог стать скульптором мирового уровня. По его заказу Ф. Шубин создает скульптурные портреты супругов Демидовых, которые сегодня украшают шубинский зал Государственной Третьяковской галереи. Из заграничной поездки, которую Н.А. Демидов описал в изданном им в 1786 г. «Журнале путешествий», он привез картины, скульптуры, предметы прикладного искусства, разнообразные «курьезные» вещи, заложив тем самым основы фамильного художественного собрания. Будучи приумножено его наследниками, оно расценивалось как одно из крупнейших частных собраний в мире. Зачинатель художественного образования на Урале. При его покровительстве и поощрении в принадлежащей ему нижнетагильской вотчине активно развивались художественные промыслы, особенно художественное чугунное литье и лаковая роспись по металлу. Нижнетагильские мастера делали не только ажурные решетки , камины, плиты для полов, но и декоративные вазы, бюсты, статуи, образцами для которых служили модели, выписанные из Москвы, Петербурга или из Европы. Большие суммы тратил Никита Акинфиевич на обучение молодых дарований. Немало крепостных художников по его указанию было направлено на учебу в Москву и в Петербург, в Императорскую Академию художеств, и даже за границу. Подобно старшим братьям, Никита Акинфиевич отличался любовью к наукам, состоял членом Вольного Экономического общества, жертвовал на строительство Московского университета, поддерживал контакты с Петербургской Академией наук, содействовал научной работе П.С. Палласа и ряда других ученых, учредил в Академии художеств медаль «За успехи в механике». |
Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019
полная версия сайта