Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня8декабря2024

Наверх

4 февраля 1881 года (143 года назад) родился Я.А. Протазанов



Яков Протазанов

Замечательный русский и советский кинорежиссер Яков Александрович Протазанов родился 23 января 1881 года (4 февраля по новому стилю) в Москве. Он был четвертым ребенок в семье — сын, которого так долго ждали. Мать режиссера, Елизавета Михайловна, коренная москвичка, свободно владела французским языком, очень любила театр и детям прививала любовь к сцене. Отец, Александр Саввич, потомственный почетный гражданин, приехал в Москву из Киева. Он служил в фирме братьев Шибаевых, связанных с нефтяным делом.

В 1900 году Яков окончил коммерческое училище и собирался поступать в петербургский Политехнический институт, но в это время его семья разорилась. Протазанов устроился репетитором в купеческий дом Тимашевых, затем недолго работал на мануфактуре Шрадер.

Получив небольшое наследство от тетки из Киева, он отправляется в путешествия за границей. В 1904-1906 годах Яков выезжал за границу шесть раз. Будапешт, Вена, Берлин, Париж, Марсель, Ницца, Генуя, Турин, Милан, Венеция...

Приход Протазанова в кино в 1907 году внешне выглядит поступком случайным. Устроившись переводчиком в московскую кинофирму "Глориа", он, возможно, и сам считал этот шаг просто эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства.

Протазанов не только переводит, но и пробует себя как актер, пишет сценарии. За первый свой сценарий "Бахчисарайский фонтан" он получил двадцать пять рублей. Любовь к литературе, поэзии помогла ему довольно скоро обратить на себя внимание серьезностью трактовок.

В 1911 году Протазанов женится на Фриде Васильевне Кеннике, сестре одного из основателей "Глориа". Жила она на Пятницкой улице, в доме Попова, сюда же переехал после свадьбы и он.

В кинофирме "Тиман и Рейнхардт", в которую вливается "Глориа", Протазанов в этот период "работал за всех". Судя по его воспоминаниям, он был одновременно переводчиком, оператором, кассиром, реквизитором, бухгалтером, помощником режиссеров, заведующим актерской труппой, состоящей из двенадцати человек.

Однажды, во время съемок в Киеве, когда актеры отдыхали в ресторанчике, актер Владимир Шатерников с большим чувством спел "Песнь каторжанина". Протазанов тут же карандашом набросал одноименный сценарий, который был куплен студией. По случайности и постановку картины поручили Протазанову. Так началась его режиссерская судьба.

Одной из лучших его работ того периода является экранизация пьесы Л. Андреева "Анфиса" (1912). По вкусам тогдашней публики, эта мрачная драма просто сама просилась на экран. А самой скандальной можно считать картину "Уход великого старца" ("Жизнь Л. Н. Толстого"). Роль великого писателя и мыслителя исполнил Шатерников. "Протазанов очень стремился к достоверности, — отмечает биограф М. Арлазоров. — Он выбрал великолепного актера, а отличный грим позволил режиссеру перемежать в фильме игровые эпизоды с документальными кадрами прижизненных съемок писателя. Такого еще никто не делал. Отсюда большой эффект, большое впечатление". В царской России картина была запрещена к показу.

Экранизации литературных произведений занимают важное место в творчестве Протазанова. Перед Первой мировой войной он снял фильм по нашумевшему роману Вербицкой "Ключи от счастья" (1913). В кинофирме ожидали хорошей прибыли от проката этой картины, но успех превзошел все ожидания. Колоссальные расходы (часть сцен снималась в специально организованной заграничной поездке) полностью окупились.

Горячий поклонник Художественного театра, Протазанов и в своем творчестве ориентируется на метод его прославленного коллектива. Прежде всего, это ощущается в тщательной психологической разработке характеров и поведения героев. Отсюда интерес режиссера к серьезной литературе, к классике.

В 1915 году совместно с В. Р. Гардиным он переносит на экран "Войну и мир" Л. Толстого. Фильм встречает восторженный прием зрителей, а Протазанов переходит в кинофирму Ермольева, где ставит картину "Николай Ставрогин" ("Бесы").

Работа режиссера в то время была поистине каторжной. Хозяева требовали выпускать не менее одного фильма в месяц. В 1916 году Протазанов снял 15 картин! В большинстве своем это были душещипательные мелодрамы, детективы, приключения. Его "Сашка-семинарист" (в четырех сериях) и "Женщина с кинжалом" ("Обнаженная") пользовались ошеломляющим успехом.

С кинематографической точки зрения следует отметить фильм Протазанова "Пиковая дама" (1916). Сохраняя в целом пушкинское видение событий, он читает многое и между строк. Верно найденная интонация позволила органично и естественно ввести в ткань кинорассказа эпизоды, которых не было в повести. Картину отличала высокая режиссерская и операторская культура, психологическая глубина актерской игры, в первую очередь Ивана Мозжухина.

Пожалуй, впервые в русском кинематографе Протазанов устраивает с актерами застольный репетиционный период. Он вводит их в предстоящую работу, анализирует текст, помогает найти психологические мотивировки поведения героев.

В 1920 году Яков Александрович эмигрирует из России. На студиях Парижа и Берлина вместе со своими постоянными актерами Мозжухиным и Лисенко он сделал шесть фильмов. Протазанов вполне обжился в Париже, у него появились знакомые, связи в мире искусства.

Осенью 1923 года, поддавшись на уговоры, Яков Александрович возвращается в Москву. Здесь он снимает "Аэлиту" по роману А. Толстого. В фильме противопоставлялись два мира — старый (он находился на Марсе) и новый, революционный, начавший свою жизнь на Земле. В павильонах киностудии были выстроены огромные декорации по макетам художников-конструктивистов Рабиновича и Симова. Лестницы, спиральные пандусы, колонны и прочие детали изображали дворец Аэлиты, марсианской правительницы. Премьера "Аэлиты", состоявшаяся в Москве осенью 1924 года, наделала много шума. Как это часто бывало с фильмами Протазанова, критика сердилась, а публика штурмовала кассы.

Попробовав свои силы в фантастике, Яков Александрович обратился к жанру политического детектива. Фильм "Его призыв" (1925) был приурочен к первой годовщине смерти В.И. Ленина. В финале происходит митинг, во время которого рабочие и крестьяне клялись продолжать дело Ильича. "Работу Протазанова можно смело назвать первой художественной картиной о Ленине", — писал в 1948 году Всеволод Пудовкин.

После фильма "Его призыв" Протазанов снимает веселую, жизнерадостную комедию "Закройщик из Торжка" (1925), в которой блистали И. Ильинский, А. Кторов, О. Жизнева. В этой и последующих комедиях Протазанова — "Процесс о трех миллионах" (1926), "Дон Диего и Пелагея" (1927), "Праздник святого Йоргена" (1930) — сочетаются лукавая усмешка и сатирическая оценка, тонкий лиризм и непосредственность интонации.

Отдав должное жанру комедии, Протазанов ищет новую тему — современную, политически точную, и находит ее в рассказе "Сорок первый" Бориса Лавренева. Действие происходит в районе Каспийского моря в годы Гражданской войны. Девушка-снайпер из Красной армии (Ада Войцик) оказалась на уединенном острове вместе с белым офицером (Коваль-Самборский), в которого она влюбилась и которому суждено стать ее сорок первой жертвой.

"Сорок первый" (1926) снимался в жарких Прикаспийских пустынях. Однако при съемке последней сцены, проходящей в море, разыгрался шторм и стало холодно. Актеры могли простудиться, но отменить съемку было невозможно: творческой группе уже следовало возвращаться в Москву. Протазанов показал коллективу пример. Тщательно отрепетировав сцену на суше, он входил вместе с актерами в холодную каспийскую воду...

В феврале фильм "Сорок первый" был смонтирован и окончен. "В нашей кинокритике, — писал А. В. Луначарский, — господствует, например, мнение, что режиссер Протазанов очень хороший мастер, но не подходящий для нашего времени. Однако после такой изумительной картины, как "Сорок первый" (безусловно один из шедевров нашей кинематографии), этого уже никак сказать нельзя".

Протазанову скоро пятьдесят. Ему хочется жить в большом мире, снимать фильмы интересные и полезные. В его творчество входит классика. К двадцатипятилетию со дня смерти Чехова Протазанов выпустил альманах "Чины и люди", в который вошли "Хамелеон", "Смерть чиновника" и "Анна на шее". Главную роль в "Хамелеоне" исполнил Иван Москвин. Протазанов всячески поощрял его эксперименты. Играя околоточного надзирателя Очумелова, знаменитый мхатовец преображался до неузнаваемости.

Последней немой картиной Протазанова стал "Праздник святого Йоргена" (1930). Следующий фильм "Томми" (1931) по повести В. Иванова "Бронепоезд 14-69" назывался звуковой кинопьесой. Но более запоминающейся стала его следующая работа — "Марионетки" (1934), в которой слились воедино две важные для режиссера линии — интерес к острому, современному политическому фильму и многолетняя любовь к комедии.

Владимир Швейцер рассказал, как вместе с Протазановым писал сценарий этой картины. Работа шла в четком ритме, с высокой организованностью, всю жизнь сопутствовавшей Протазанову. Днем писали. Вечерами гуляли, обсуждая написанное. Яков Александрович выступал строгим критиком сюжета, но горячим адвокатом актера.

Все это происходило летом 1933 года в Кисловодске, в маленьком домике над парком. Швейцер занимался литературными решениями эпизодов. Протазанов диктовал машинистке режиссерскую разработку. "Делает это он очень быстро и легко, — писал Швейцер. — У него абсолютная монтажная память, как у музыкантов бывает абсолютный слух. Он читает литературную запись эпизода, как ноты, слыша уже голоса актеров".

После "Марионеток" он снимает комедию "О странностях любви" (1936) и незабываемую "Бесприданницу" (1936). Протазанов видел Ларису Огудалову, героиню пьесы А. Островского, юной девушкой, непосредственной, впечатлительной, поэтому эту роль доверил студентке киноинститута Нине Алисовой, снимавшейся у него в фильме "О странностях любви". Этот выбор оспаривали многие, в том числе и Швейцер. Тогда никто не мог представить, что это исполнение роли окажется классическим.

Работая над фильмом, Протазанов стремился найти собственно кинематографические средства для воплощения замыслов драматурга. Так была найдена поразительная деталь в сцене знакомства Ларисы и Паратова (его играл Кторов). После окончания брачной церемонии, Лариса, выйдя из церкви, хочет сесть в экипаж. Ей преграждает дорогу весенний ручей. Девушка в нерешительности. И в этот миг статный красавец Паратов сбрасывает дорогую шубу и кидает ее прямо в воду. Мгновение. Пауза. И вот Лариса шагает по шубе, как по мостику, уводящему куда-то далеко-далеко от мира, в котором только что происходил свадебный обряд. Эта сцена с удивительной органичностью входит в кинорассказ, коротко, но выразительно раскрывая многое в характере богатого дельца, красавца Паратова. Эпизод длится на экране считанные минуты. Снимали его две недели.

"Бесприданница" с триумфом демонстрировалась по всей стране. Добралась картина и до Парижа, где в 1937 году проходила Всемирная выставка. Из Парижа "Бесприданница" вернулась с золотой медалью. Яков Александрович подарил эту медаль своему оператору Марку Магидсону.

Во время войны Протазанов оказался среди тех кинематографистов, которые были эвакуированы в Ташкент. Здесь он работает над фильмом "Насреддин в Бухаре" (1943). Прославленный мастер еще раз блеснул комедийным дарованием, создав образ народного героя. За фильм о похождениях Насреддина Протазанов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР.

Талант, трудолюбие и дисциплина — вот три свойства режиссера, которые отмечают буквально все, кто работал с Яковом Александровичем. Его обожали и актеры и осветители. Не мог не импонировать облик режиссера: неотразимый красавец, до пожилых лет сохранивший юношески стройную фигуру. На съемках он не расставался с дирижерской палочкой.

Протазанов умер 8 августа 1945 года, до последней минуты работая над режиссерским сценарием "Волки и овцы".



Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта