Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня24ноября2024

Наверх

11 апреля 1857 года (167 лет назад) официально утвержден Герб Российской империи


     11 апреля 1857 года император Александр II официально утвердил государственный герб России — двуглавого орла. Также были утверждены Большой, Средний и Малый гербы Российской империи.

     Говоря об истории государственного герба Российской империи, не лишним будет вспомнить, что на Руси никогда не существовало понятия рыцарского наследственного герба, широко принятого в Западной Европе. Не существовало и самого понятия геральдики как дисциплины, содержащей правила составления гербов. Во время боёв знамёнами для русских витязей служили, как правило, вышитые или нарисованные изображения Христа, Богородицы, святых или православного креста. Встречающиеся на древнерусских военных щитах изображения тоже не были наследственными (любой воин мог изображать то, что ему вздумается). Вся русская геральдика уходит своими корнями в сфрагистику – вспомогательную историческую дисциплину, которая занимается изучением изображений на печатях. Поэтому история герба России — это, по большому счёту, история великокняжеской печати.

Московский «ездец»

     Древнерусские князья на своих печатях изображали, прежде всего, своих святых покровителей (например, на печати Симеона Гордого изображен св. Симеон, Дмитрия Донского — св.Димитрий и т.д.). К изображению добавлялась надпись, указывающая, кому именно принадлежит печать («Печать (великого) князя такого-то»). Начиная с киевских великих князей Мстислава Удатного (Удалого) и внуков Всеволода Большое Гнездо, на печатях (и на монетах) стал появляться так называемый «ездец» — символическое изображение правящего князя. Оружие ездеца могло быть разным — копьё, лук, меч. На монетах времён Ивана II Красного (отца Дмитрия Донского) впервые появляется пеший воин, поражающий мечом змея (дракона). Изображение ездеца было присуще печатям не только князей Владимирских и Московских, но и других. Символизированный портрет самого князя, представленный в виде всадника, можно встретить на великокняжеских буллах (металлических печатях) Александра Невского (XIII век).

     Всем известное изображение всадника, поражающего копьём змея, впервые появляется на печати Великого князя Тверского Михаила Борисовича (шурина Ивана III). Близость фигуры всадника образу популярного святого Георгия-змееборца побудила потомков (начиная с XVIII века) соединить их в одно целое, хотя в XVI-XVII веках в многочисленных документах встречается вполне четкое толкование всадника как великого князя, царя, государя. Популярность культа святого Георгия именно как заступника-воина объясняет, почему святого всадника использовали князья, в частности московские, считая его своим покровителем в военных делах. Часто они переносили на себя не только деяния святого, но и его внешний вид. С тех пор, как Московский князь стал единоличным правителем Руси, всадник на коне, поражающий копьём дракона (символическое изображение победы добра над злом), стал одним из главных символов Великого княжества Московского, а затем и всего Русского государства наравне с двуглавым орлом.


«Ездец»: с копьем, с саблей

     Кроме России, «ездец» или всадник использовался как символ соседнего, не менее могущественного государства — Великого княжества Литовского. Там всадник изображался с мечом, скачущим направо и обычно без змея.

     Авторство первой общегосударственной печати историки однозначно приписывают Великому князю Ивану III Васильевичу, первому государю объединённой Руси.

     Красновосковой оттиск этой печати донесла до нашего времени грамота 1497 года. В "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало именно от этой печати. Действительно, печать представляет впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел «завоевывает приоритет».

Откуда «прилетел» двухголовый?

     Со времен историка В.Н.Татищева (то есть с XVIII века) в отечественной историографии утвердилась следующая версия происхождения герба: великий князь Иван III, женившись на Софье (Зое) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, взял герб Византии (двуглавого орла) и соединил его с московским гербом - всадником. Многим последующим поколениям историков и филологов эта версия пришлась по душе, и они переносили ее из книги в книгу вплоть до настоящего времени. А вот сам Татищев сомневался в точности излагаемой им версии и предлагал внести ясность в этом вопросе «более меня сведущим». Более сведущие исследователи уже в начале нашего столетия скептически смотрели не только на «подарок из Византии», но и на необоснованно преувеличенное во многих исторических трудах влияние Софьи Палеолог на деятельность ее мужа - Великого московского князя. Известный во всем научном мире знаток византийских и русских печатей Н.П. Лихачев одним из первых заявил, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо в Византии, как и в Римской империи, существовали только личные печати императоров. Ни общегосударственной печати, ни тем более герба с орлом Византия в то время не имела.


Печать Ивана III, 1497 г.

     Тем не менее, московский Великий князь не случайно помещает мифическую птицу на печати, получившей статус государственной. В западноевропейской историографии имеется достаточное количество работ, в которых воссоздается эволюция двуглавого орла как специфического знака, превратившегося в герб двух крупнейших европейских монархий, рухнувших одновременно - Российской и Австро-Венгерской.

     Изображение двуглавого орла известно с глубокой древности как отражение религиозных верований народов Передней Азии, в частности шумерийцев и хеттов (III-II тыс. до н.э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии, двуглавый орел изображался вместе с богами Хеттского царства. Есть сведения об украшении двуглавым орлом шумеро-аккадских и хеттских печатей. В качестве культурного наследия, перешедшего к сельджукам от древних народов Передней Азии, двуглавый орел известен исламскому миру средневековья. С ним познакомились и европейцы во время крестовых походов, постепенно придав ему свойство знака власти.

     Начиная с XIII века двуглавого орла можно увидеть на монетах и печатях разных правителей в Западной Европе. Вместе с развитием в средневековой Европе системы геральдики он превращается в гербовую фигуру. В какой-то момент двуглавый орел приходит на смену одноглавому – «римскому орлу», иногда обе эмблемы сосуществуют вместе. Как результат воздействия западноевропейских традиций, которые в это время наряду с византийским влиянием утверждаются в южнославянских странах, можно расценить появление двуглавого орла у болгарских царей (на монетах), у сербских правителей (на печатях), в Албании - на печатях знаменитого военачальника Скандербега Георга Кастриоти.

     Возможно, средневековой Руси была знакома эмблема двуглавого орла с тех времён, когда она использовалась как художественный мотив в исламском мире и у южных славян. В XV веке возобновились торговые и политические связи русских князей с балканскими народами, прерванные монголо-татарским нашествием, и двуглавый орел потребовался Ивану III в качестве государственного символа. Великий князь заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Американский исследователь Г. Алеф полагает, что причиной этой «замены» явилось знакомство Ивана III с делопроизводством Габсбургов - императоров Священной Римской империи. Однако Алеф подчеркивает: великий московский князь не просто скопировал с немецких печатей двуглавую птицу. Он знал, что данная эмблема идентифицируется с высоким положением западных императоров. Таким образом, по мнению американского ученого, изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи (Москва – Третий Рим!). О том же побудительном мотиве писал Н.П. Лихачев, заметив, что великий князь «хотел во всем равняться - в титулах, и в формулах грамот, и во внешности булл - цесарю и королю римскому».

     Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции власти возник и символ императорской власти - двуглавый орел, который отличал эту власть от королевской, означаемой орлом одноглавым. Судя по государственным печатям, двуглавый орел ко второй половине XV века выступает как герб Священной Римской империи, но не Византии.

     Печать 1497 года объединяет в себе изображение орла и изображение московского всадника, что можно рассматривать как декларацию концепции власти московского великого князя. Ее символы должны были свидетельствовать, с одной стороны, о древности власти Ивана III, а с другой - о его знатности. Эти властные символы отвечали политическим устремлениям Великого московского князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря (императора). Все последующие русские государи использовали описанные выше две эмблемы для своих печатей; они вошли в государственный герб.

Эволюция символов в «допетровскую» эпоху

     Внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный, пользовался для скрепления государственных актов и писем различными печатями. На некоторых из них вместо всадника на одной стороне помещался единорог. Существовали варианты «слившихся» эмблем: на одной стороне печати располагался двуглавый орел, но в паре с единорогом. О создании такой печати записано даже в летописи, где сообщается, что 3 февраля 1561 года «учинена» новая государственная печать – «орел двоеглавый, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а середи его инрог». С укреплением самодержавной власти двуглавый орел «украшается» новыми властными атрибутами. На Большой печати Ивана IV 1577 года вместо двух корон появилась одна с крестом над орлом. Во время правления Фёдора Иоанновича две короны вернулись обратно, однако над головами орла был помещён православный крест (возможно, как символ самостоятельной Русской православной церкви).


«Золотой орел» времен Федора Иоанновича

     На печати Лжедмитрия(1604) орёл впервые был изображён под тремя коронами, а всадник на груди орла был повёрнут в правую сторону по западноевропейским геральдическим традициям. Однако после Лжедмитрия изображение всадника вернулось в прежнее состояние, а над головами орла ещё долго изображались две короны. Датой официального установления трёх корон на гербе можно считать 1625 год, когда при царе Михаиле Фёдоровиче Романове на малой государственной печати между глав орла вместо креста появилась третья корона (в отличие от печати Лжедмитрия, которая была, вероятно, сделана в Польше, эта печать была уже чисто русской). В XVII веке в лапках орел уже держал скипетр и державу - регалии королевской, императорской власти.

     После Андрусовского перемирия, завершившего русско-польскую войну 1654-1667 годов, было официально признано присоединение к России земель Левобережной Украины. Тут же создали новую государственную печать, сообразно с новым титулом царя. Эта печать знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное собрание законов, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба. В именном указе 1667 года «О титуле царском и о государственной печати» впервые зафиксировано, что «орел двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича». Три короны знаменуют Казанское, Астраханское и Сибирское царства; скипетр и яблоко (держава) «являют» государя, самодержца и обладателя.

Геральдические поиски Петра I


Герб при Петре I

     Правление Петра I ознаменовано, кроме использования предшествующих, целой серией оригинальных государственных печатей и новыми элементами государственного герба. Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла (был золотым, стал чёрным), на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. После победоносного окончания Северной войны Петру I был поднесен в 1721 году императорский титул. Это повлекло за собой появление одной большой императорской короны на печатях и в гербе. Тогда же устанавливаются государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне. В Герольдмейстерской конторе, учрежденной в 1722 году, «раскрасили» и другие фигуры государственного герба: «поле красное, на котором изображен святой Георгий, с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею сбруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого; оной святой Георгий держит копье в пасти, или во рту, змия черного». Впоследствии эти цвета получил герб Москвы.

После Петра I

     Как это ни странно, но при Петре I, который придавал большое значение внешней символике и привил, наконец, геральдику на Руси, так и не было создано ни одного официального документа, утверждающего изображение герба Российской империи. Не существовало и документа, в котором были бы прописаны значения символов, составляющих государственный герб. Это давало определённую свободу в изменении облика двуглавого орла и сопутствующих ему атрибутов.

     В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла. До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно в периоды царствования Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Некоторые исследователи уверяют, что во времена «женского правления» орёл на гербе стал больше похож на орлицу. На наш взгляд, даже опытному орнитологу было бы затруднительно определить половую принадлежность державной птицы лишь по её символическому изображению. Но факт остаётся фактом: закреплённых каким-либо документом канонов изображения государственного герба в Российской империи по-прежнему не существовало.


Герб по проекту Павла I

     Лишь в 1800 году, печально известный император Павел I собрался было поставить точку в «гербовом» вопросе. Он повелевает изготовить манифест о «Полном государственном гербе Всероссийской империи». Согласно манифесту, государственный герб должен был подвергнуться существенным изменениям. Основное отличие нового герба - размещение титульных гербов не на крыльях, а в большом щитке, расположенном на груди двуглавого орла. Они должны были символизировать объединение всех территорий государства российского вокруг императора. В государственном гербе появляются сень (мантия), щитодержатели в виде ангелов и прочие атрибуты, заимствованные из западноевропейской геральдики. На груди двуглавого орла должен был красоваться восьмиконечный белый мальтийский крест, что связывалось с принятием Павлом I титула Великого магистра Ордена святого Иоанна Иерусалимского. На грудь «птички» добавлялась и ещё одна императорская корона.


Герб при Александре I

     В связи со смертью императора манифест не был опубликован, но оригинал его хранился в Департаменте герольдии. Александр I не дал ход странным нововведениям родителя и первоначально оставил герб «в том виде, как он существовал до 1796 года». Однако впоследствии и он сам, и его брат Николай I, не раз «поправляли» монаршей рукою герб российский. «Новации» самодержцев коснулись в основном художественного облика герба и соответствовали их политическим пристрастиям и вкусам. Например, в эпоху Александра I трактовка двуглавого орла часто выдержана в господствующем в то время стиле ампир. Вместо скипетра и державы орёл держит в лапах венок, ленты, факел. Щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму, а цепь ордена Андрея Первозванного, титульные гербы на крыльях или вокруг орла отсутствуют. Крылья орла и вовсе оказались опущенными вниз, то есть изменили свое традиционное положение, что уже при Николае I вызвало нарекание общественности. По мнению многих острословов, «Россия уже не возвышала, а опускала крылья»…

«Геральдическая реформа» Александра II

     Вступивший на престол император Александр II решил, наконец, покончить с монаршими экспериментами в области государственной геральдики. В 1856-57 годах ему пришлось проводить целую «геральдическую реформу», о которой мало кто из историков «великих реформ» Александра II обмолвился хоть словом. Специально для работы над государственными гербами в Департаменте герольдии Сената ещё при Николае I создали Гербовое отделение. Его руководитель барон Б.В. Кене предложил новому монарху целую систему российских государственных гербов, ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные в европейской монархической геральдике нормы и правила, а также некоторые нереализованные «наработки» манифеста Павла I (1800 год). В результате работы гербового отделения были созданы: Большой, Средний и Малый государственные гербы, соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома и родовой герб Романовых.

     Большой государственный герб Российской империи был введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II. Идея герба, изложенная в давно забытом манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована: большой герб России отражает в себе символ единства и могущества России. В нем присутствует древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.


Большой государственный герб

     В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой; в лапах скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и на серебряном коне...». Георгий Победоносец в рыцарском шлеме, повернутый в левую от зрителя сторону, теперь нисколько не напоминает русского святого воина.

     Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: святой Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский.

     Тем же указом императора были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью. Малый - то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.

     Новые проекты большого, среднего и малого гербов, «скомпонованные» с несколько иным расположением титульных гербов по окружности, а орла изображающие с более густым оперением на крыльях, были утверждены Александром III уже в 1882-83 годах.

     Вплоть до 1917 года государственный герб Российской империи не претерпевал более никаких изменений.

По материалам статьи Н. Соболевой "Герб российского государства", журнал "Наука и жизнь", №4 - 1994


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта