|
||||
|
| |||||
5 июля 1830 года (194 года назад) родился П.А. Овчинников
Судьба Павла Овчинникова была обычна для нового класса промышленников России. Рано обнаружив способности к рисованию, в 1842 году двенадцатилетним подростком он был отправлен хозяином для «систематического развития художественных способностей» в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А.А.Овчинникову, где прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Незаурядный талант позволил П. Овчинникову освободиться от крепостной зависимости, в 1850 году он получает вольную и женится, а на тысячу рублей приданого жены заводит самостоятельное дело. В 1851 году П. Овчинников основал собственную мастерскую, затем брат передал ему свои дела и в 1853 году была открыта фабрика по производству золотых и серебряных изделий в Москве, на Таганке, в 1-ом Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот в 1853 г. составил 25000 рублей, в 1854 - 1855 гг. он был уже 1,5 миллиона рублей. Прошло около 10 лет кропотливого труда художников и мастеров, прежде чем был найден узнаваемый «стиль Овчинникова», свой ассортимент изделий, особая орнаментация, излюбленные технические приемы и высокое качество исполнения. Мастера фирмы прекрасно владели техникой литья, чеканки, резьбы, казалось, что «…резец свободно двигался по металлу..чекан основательно, почти до обмана, давал чувствовать свойство тканей, узорного шитья, нитку позумента… и вся работа приобретала живость и живописность… Художественное чувство явно руководило исполнителем». С XVIII века и до середины XIX века в эмалевом деле наблюдался некоторый спад. Мастера в основном занимались изготовлением живописных медальонов с портретами и аллегорическими композициями, которые входили в композицию того или иного предмета. Заслуга возрождения эмалевого искусства во второй половине XIX - начеле XX века принадлежала П.Овчинникову и оно стало лучшим периодом в его истории. Русский стиль нашел наиболее яркое выражение в этом виде золотого и серебряного дела, отвечая тяге отечественного декоративно-прикладного искусства к полихромности. Стала богатой палитра цветов, насчитывая более сотни оттенков; разнообразны способы соединения ее с драгоценным металлом и формы орнаментации. В 1865 году на Московской международной выставке Павел Овчинников получил звание придворного поставщика. За свои работы он был удостоен пяти российских орденов, пожалован орденами австрийского, бельгийского и французского правительств.
П.А. Овчинников стремился создавать самобытные изделия по традиционным русским канонам и в то же время изделия современные, отвечающие потребностям общества. Ему удалось приобщить к работе над произведениями таких художников, как А. Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман и других. Результатом этого сотрудничества стал расцвет эмальерного искусства в России. На фабрике Овчинникова делали как предметы быта, посуду, письменные приборы, ларцы, альбомы, портсигары, так и религиозную утварь: потиры, складни, оклады для богослужебных книг и икон. Многие из этих изделий находятся в Государственном Историческом музее Москвы, а также в коллекциях европейских королевских домов. В 1871 году П.А. Овчинников открыл при фабрике специальную школу для подготовки мастеров золотого и серебряного дела на 130 человек. На выставке 1882 г. школа была отмечена серебряной медалью. В 1873 году был открыт филиал фирмы П.А. Овчинникова в Петербурге. С 1876 года Павел Акимович Овчинников избирался Гласным Московской городской Думы, был Членом Московской Купеческой управы, Членом Московского Биржевого комитета. В 1881 году П.А. Овчинников получил звание поставщика Императорского двора. Умер 7 апреля 1888 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве. После смерти основателя фирмы дело продолжили его сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай. В 1917 г. фирма прекратила свое существование. |
Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019
полная версия сайта