Литературно-исторические заметки юного техника

Ptiburdukov.RU
сегодня23апреля2024

Наверх

14 мая 15 мая 16 мая


89 лет назад (в 1935 г.) открылся Московский метрополитен


15 мая 1935 года открылся для пассажиров Московский метрополитен. Пусковый комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Это ответвление, ставшее Арбатской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту. До начала Великой Отечественной войны были открыты ещё две линии. В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции «Курская» (теперь этот участок относится к Арбатско-Покровской линии). В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года «Театральная»).

Для оплаты проезда использовался обыкновенный картонный билет, который стоил пятьдесят копеек и был действителен в течение тридцати пяти минут после входа в метрополитен. Уже через год в московском метро за день перевозилось около четырёхсот тысяч пассажиров, а за час проходило двадцать пар поездов.

Даже во времена Великой Отечественной Войны строительство московского метрополитена продолжалось. В это время были сданы в эксплуатацию «Автозаводская», «Павелецкая» и «Новокузнецкая» станции, а также участки от «Партизанской» до «Курской» и от «Автозаводской» до «Площади Свердлова». Благодаря этому в 1945 году протяжённость московского метро составляла почти тридцать семь километров так называемого двойного пути, а ежесуточные пассажироперевозки – почти два миллиона человек.

Первый турникет в московском метро открылся в 1952 году, а в 1954 замкнулась Кольцевая линия, в которую входило двенадцать станций: «Краснопресненская», «Киевская», «Парк Культуры», «Октябрьская», «Комсомольская», «Калужская», «Курская», «Добрынинская», «Павелецкая», «Таганская», «Белорусская», «Проспект Мира» и «Ботанический Сад». В том же 1954 году были выпущены составы, состоящие из семи вагонов. Радиофикация вагонов в московском метро была окончена в 1965 году, хотя на некоторых линиях названия станций начали сообщать ещё с 1956 года. В 1961 году проездные жетоны поменяли на пятикопеечные монеты. Стоит отметить, что такая стоимость проезда в метро сохранялась до 1991 года. В 1991 же году цена проезда поднялась до пятнадцати копеек.

Первая официальная схема линий Московского метрополитена

Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи, однако до проекта дело так и не дошло.

В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные думы усомнились в достаточной проработанности проекта, к тому же сыграло свою роль и существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).

По материалам Википедии
Схема линий с Метро.ру


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова
2006-2019

полная версия сайта